Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1 of 20 
Next page End  

У. ДЖЕМС
Личность¹
Личность и "я". О чем бы я ни думал, я всегда в то же  время более
или менее осознаю самого себя, свое личное существование. Вместе с тем
ведь это я сознаю, так что мое самосознание является как бы двойственным
- частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью
субъектом; в нем надо различать две стороны, из которых для краткости од-
ну мы будем называть личностью, а другую - "я". Я говорю "две стороны", а
не "две обособленные сущности", так как признание тождества нашего "я" и
нашей личности даже в самом акте их различения есть, быть может, самое
неукоснительное требование здравого смысла, и мы не должны упускать из
виду это требование с самого начала, при установлении терминологии, к ка-
ким бы выводам относительно ее состоятельности мы ни пришли в конце
исследования. Итак, рассмотрим сначала 1) познаваемый элемент в созна-
нии личности, или, как иногда говорят, наше эмпирическое Ego, и затем 2)
познающий элемент в нашем сознании, наше "я", чистое Ego, как выража-
ются некоторые авторы.
А. Познаваемый элемент в личности
Эмпирическое "я" или личность. Трудно провести черту между тем,
что человек называет самим собой и своим. Наши чувства и поступки по от-
ношению к некоторым принадлежащим нам объектам в значительной сте-
пени сходны с чувствами и поступками по отношению к нам самим. Наше
доброе имя, наши дети, наши произведения могут быть нам так же дороги,
как и наше собственное тело, и могут вызывать в нас те же чувства, а в слу-
чае посягательства на них
- то же стремление к возмездию. А тела наши
-
просто ли они наши или это мы сами? Бесспорно, бывали случаи, когда лю-
ди отрекались от собственного тела и смотрели на него как на одеяние или
даже тюрьму, из которой они когда-нибудь будут счастливы вырваться.
Очевидно, мы имеем дело с изменчивым материалом: тот же самый
предмет рассматривается нами иногда как часть нашей личности, иногда
просто как "наш", а иногда - как будто у нас нет с ним ничего общего. Впро-
чем, в самом широком смысле личность человека составляет общая сумма
всего того, что он может назвать своим: не только его физические и душев-
ные качества, но также его платье, дом, жену, детей, предков и друзей, его
репутацию и труды, его имение, лошадей, его яхту и капиталы. Все это вы-
зывает в нем аналогичные чувства. Если по отношению ко всему этому дело
обстоит благополучно
- он торжествует; если дела приходят в упадок
- он
огорчен; разумеется, каждый из перечисленных нами объектов неодинаково
влияет на состояние его духа, но все они оказывают более или менее сход-
ное воздействие на его самочувствие. Понимая слово "личность" в самом
широком смысле, мы можем прежде всего подразделить анализ ее на три
части в отношении 1) ее составных элементов; 2) чувств и эмоций, вызывае-
мых ими (самооценка); 3) поступков, вызываемых ими (забота о самом себе
и самосохранение).
Составные элементы личности могут быть подразделены также на три
класса: 1) физическую личность, 2) социальную личность и 3) духовную
                                                                
1
У. Джемс. Психология. М., 1991.
Hosted by uCoz