Navigation bar
  Print document Start Previous page
 11 of 20 
Next page End  

благополучием. Духовная же личность должна быть для человека высшим
сокровищем: мы должны скорее пожертвовать друзьями, добрым именем,
собственностью и даже жизнью, чем утратить духовные блага нашей лично-
сти.
Во всех видах наших личностей - физическом, социальном и духовном
- мы проводим различие между непосредственным, действительным, с од-
ной стороны, и более отдаленным, потенциальным, с другой, между более
близорукой и более дальновидной точками зрения на вещи, действуя напе-
рекор первой и в пользу последней. Ради общего состояния здоровья необ-
ходимо жертвовать минутным удовольствием в настоящем; надо выпустить
из рук один доллар, имея в виду получить сотню; надо порвать дружеские
сношения с известным лицом в настоящем, имея в виду при этом приобре-
сти более достойный круг друзей в будущем; приходится проигрывать в
изяществе, остроумии, учености, дабы надежнее стяжать спасение души.
Из этих более широких потенциальных видов личностей потенциаль-
ная общественная личность является наиболее интересной вследствие неко-
торых парадоксов и вследствие ее тесной связи с нравственной и религиоз-
ной сторонами нашей личности. Если по мотивам чести или совести у меня
хватает духу осудить мою семью, мою партию, круг моих близких; если из
протестанта я превращаюсь в католика или из католика в свободомысляще-
го; если из правоверного практика-аллопата я –становлюсь гомеопатом или
каким-нибудь другим сектантом медицины, то во всех подобных случаях я
равнодушно переношу потерю некоторой доли моей социальной личности,
ободряя себя мыслью, что могут найтись лучшие общественные судьи (надо
мной) сравнительно с теми, приговор которых направлен в данную минуту
против меня.
Апеллируя к решению этих новых судей, я, быть может, гонюсь за
весьма далеким и едва достижимы идеалом социальной личности. Я не могу
рассчитывать на его осуществление при моей жизни: я могу даже ожидать,
что последующие поколения, которые одобрили бы мой образ действий, ес-
ли бы он им был известен, ничего не будут знать о моем существовании по-
сле моей смерти. Тем не менее чувство, увлекающее меня, есть, бесспорно,
стремление найти идеал социальной личности, такой идеал, который, по
крайней мере заслуживал бы одобрение со стороны строжайшего, какой
только возможен, судьи, если бы таковой был налицо. Этот вид личности и
есть окончательный, наиболее устойчивый, истинный и интимный предмет
моих стремлений. Этот судья – Бог, Абсолютный Разум, Великий Спутник.
В наше время научного просвещения происходит немало споров по вопросу
о действенности молитвы, причем выставляется много оснований pro и con-
tra. Но при этом почти не затрагивается вопрос о том, почему именном мы
молимся, на что не трудно ответить ссылкой на неудержимую потребность
молиться. Не лишено вероятия, что люди так действуют наперекор науке и
на все будущее время будут продолжать молиться, пока не изменится их
психическая природа, чего мы не имеем никаких оснований ожидать.
Все совершенствование социальной личности заключается в замене
низшего суда над собой высшим; в лице Верховного Судии идеальный три-
бунал представляется наивысшим; и большинство людей или постоянно,
или в известных случаях жизни обращаются к этому Верховному Судии.
Последнее исчадие рода человеческого может таким путем стремиться к
высшей нравственной самооценке, может признать за собой известную силу,
Hosted by uCoz