Navigation bar
  Print document Start Previous page
 13 of 20 
Next page End  

лечен заботами о физической безопасности моего соседа, как и моей собст-
венной телесной безопасности. Это и наблюдается на наших заботах о теле
собственных детей. Единственной помехой для чрезмерных проявлений не-
эгоистических интересов является естественный отбор, который искореняет
все то, что было бы вредным для особи и для ее вида. Тем не менее многие
из подобных влечений остаются неупорядоченными, например, половое
влечение, которое в человечестве проявляется, по-видимому, и большей
степени, чем это необходимо; наряду с этим еще остаются наклонности (на-
пример, наклонность к опьянению алкоголем, любовь к музыке, пению),
влечения, не поддающиеся никаким утилитарным объяснениям. Альтруи-
стические и эгоистические инстинкты, впрочем, координированы. Стоят
они, насколько мы можем судить, на том же психологическом уровне. Един-
ственное различие между ними в том, что так называемые эгоистические
инстинкты гораздо многочисленнее.
Итог. Следующая таблица может служить итогом сказанного выше.
Эмпирическая жизнь нашей личности может быть подразделена следующим
образом.
Материальная
Социальная
Духовная
Самосохранение
Телесные по-
требности и ин-
стинкты. Любовь
к нарядам, фран-
товство, умение
приобретать
средства, созда-
вать себе обста-
новку
Желание нра-
виться, быть за-
меченным и т.д.
Общительность,
соревнование,
зависть, любовь,
честолюбие и т.д.
Интеллектуаль-
ные, моральные
и религиозные
стремления, доб-
росовестность
Самооценка
Личное тщесла-
вие, скромность.
Гордое сознание
обеспеченности,
страх бедности
Социальная и
семейная гор-
дость, тщесла-
вие, погоня за
модой; прини-
женность, стыд и
т.д.
Чувство нравст-
венного и умст-
венного превос-
ходства, чистоты
и т.д., чувство
вины
Познающий элемент в личности
Сравнительно с эмпирической личностью, чистое Ego представляет
гораздо более сложный предмет для исследования. "Я" есть то, что в каж-
дую данную минуту сознает, между тем как эмпирическая личность есть
только одна из сознаваемых объектов. Другими словами, чистое "я" есть
мыслящий субъект. Немедленно возникает вопрос: что такое этот "мысля-
щий субъект"? Является он одним из преходящих состояний сознания или
чем-то более глубоким и неизменным? Текучесть нашего сознания пред-
ставляет саму воплощенную изменчивость. Между тем всякий из нас добро-
вольно рассматривает свое "я" как нечто постоянное, не изменяющееся. Это
обстоятельство побудило большую часть философов предполагать за измен-
Hosted by uCoz