Navigation bar
  Print document Start Previous page
 18 of 20 
Next page End  

говорилось, относилось к личности как познаваемому элементу в сознании.
В суждении "Я тождествен с самим собой" мы понимали "я" в широком
смысле слова, как конкретную личность. Теперь попробуем рассматривать
"я" с более узкой точки зрения, как познающий субъект, как-то, к чему отно-
сятся и чем познаются все конкретные свойства личности. Разве в таком
случае не окажется, что "я" в различные промежутки времени абсолютно
тождественно? Нечто, постоянно выходящее из своих пределов настоящего,
сознательно присваивающее себе личность прошедшего и исключающее из
себя то, что не принадлежит последней как чуждое, разве это нечто не пред-
ставляет собой некоторого постоянного неизменного принципа духовной
деятельности, который всегда и везде тождествен с самим собой?
В области философии и в обыденной жизни господствующим ответом
на этот вопрос является утвердительный ответ; и тем не менее эту мысль
трудно оправдать, подвергнув ее логическому анализу. Если бы не сущест-
вовало преходящих состояний сознания, тогда действительно мы могли бы
предположить, что неизменный, абсолютно тождественный сам с собою
принцип является в каждом из нас непрестанно мыслящим субъектом. Но
если признать отдельные состояния сознания за реальные факты, то нет на-
добности предполагать никакого субстанционального тождества для по-
знающего субъекта.
Вчерашние и сегодняшние состояния сознания не имеют никакого
субстанционального тождества, ибо n то время, как одни из них здесь, нали-
цо, другие безвозвратно умерли, исчезли. Их тождество - функциональное,
так как те и другие познают те же объекты, и поскольку прошлое моей лич-
ности является одним из этих объектов, постольку они тождественным об-
разом к нему относятся, благоволя к нему, называя его своим и противопос-
тавляя его всем другим познаваемым вещам. Это функциональное тождест-
во личности представляется нам единственным видом тождества, которое
необходимо допустить, исходя из фактов опыта. Ряд лиц с совершенно оди-
наковым по содержанию прошлым являются совершенно адекватными но-
сителями того эмпирического тождества личности, которое в действитель-
ности имеет каждый из нас. Психология, как естественная наука, должна
допустить существование потока психических состояний, совершенно ана-
логичного подобным же процессам мысли у последовательного ряда лиц, и
притом потока таких душевных состояний, из которых каждое связано со
сложными объектами познания, переживает по отношению к ним различные
эмоции и делает между ними известный выбор.
Из всего сказанного логически вытекает следующее: психология имеет
дело только с теми или другими состояниями сознания. Доказывать сущест-
вование души – дело метафизики или богословия, но для психологии такая
гипотеза субстанционального принципа единства излишня.
Как наше “я” присваивает себе содержание личности. Но почему
же каждое последовательное состояние сознания присваивает себе прошед-
шее содержание личности? Выше я упомянул о том, что мой минувший
жизненный опыт представляется мне в таком симпатичном свете, в каком
мне никогда не является минувший опыт других. Постараемся найти для
этого надлежащее объяснение. Моя настоящая личность ощущается мною с
оттенком родственности и теплоты. В этом случае есть тяжелая теплая масса
моего тела, есть и ядро моей духовной личности – чувство внутренней ак-
тивности. Без одновременного сознания этих двух объектов для нас невоз-
Hosted by uCoz