Navigation bar
  Print document Start Previous page
 7 of 20 
Next page End  

connait" (оно меня знает),
- говорил один французский работник, указывая
на инструмент, которым владел в совершенстве. Лица, мнением которых мы
вовсе не дорожим, являются в то же время индивидами, вниманием которых
мы не брезгуем. Не один великий человек, не одна женщина, разборчивая во
всех отношениях, с трудом отвергнут внимание ничтожного франта, лич-
ность которого они презирают от чистого сердца.
В рубрику "Попечение о духовной личности" следует отнести всю со-
вокупность стремлении к духовному прогрессу
-
умственному, нравствен-
ному и духовному в узком смысле слова. Впрочем, необходимо допустить,
что так называемые заботы о своей духовной личности представляют в этом
более узком смысле слова лишь заботу о материальной и социальной лич-
ности в загробной жизни. В стремлении магометанина попасть в рай или в
желании христианина избегнуть мук ада материальность желаемых благ са-
ма собой очевидна. С более положительной и утонченной точки зрения на
будущую жизнь многие из ее благ (сообщество с усопшими родными и свя-
тыми и соприсутствие Божества) суть лишь социальные блага наивысшего
порядка. Только стремление к искуплению внутренней (греховной) природы
души, к достижению ее безгрешной чистоты в этой или будущей жизни мо-
гут считаться заботами о духовной нашей личности в ее чистейшем виде.
Наш широкий внешний обзор фактов, наблюдаемых и жизни личности,
был бы неполон, если бы мы не выяснили вопроса о соперничестве и столк-
новениях между отдельными ее сторонами. Физическая природа ограничи-
вает наш выбор одними из многочисленных представляющихся нам и же-
лаемых нами благ, тот же факт наблюдается и в данной области явлений.
Если бы только было возможно, то уж, конечно, никто из нас не отказался
бы быть сразу красивым, здоровым, прекрасно одетым человеком, великим
силачом, богачом, имеющим миллионный годовой доход, остряком, бонви-
ваном, покорителем дамских сердец и в то же время философом, филантро-
пом, государственным деятелем, военачальником, исследователем Африки,
модным поэтом и святым человеком. Но это решительно невозможно. Дея-
тельность миллионера не мирится с идеалом святого; филантроп и бонвиван
- понятия несовместимые; душа философа не уживается с душой сердцееда
в одной телесной оболочке.
Внешним образом такие различные характеры как будто и в самом де-
ле совместимы в одном человеке. Но стоит действительно развить одно из
свойств характера, чтобы оно тотчас заглушило другие. Человек должен
тщательно рассмотреть различные стороны своей личности, чтобы искать
спасения в развитии глубочайшей, сильнейшей стороны своего "я". Все дру-
гие стороны нашего "я" призрачны, только одна из них имеет реальное ос-
нование в нашем характере, и потому ее развитие обеспечено. Неудачи в
развитии этой стороны характера суть действительные неудачи, вызываю-
щие стыд, а успех
- настоящий успех, приносящий нам истинную радость.
Этот факт может служить прекрасным примером умственных усилий выбо-
ра, на которые я выше настойчиво указывал. Прежде чем осуществить вы-
бор, наша мысль колеблется между несколькими различными вещами; в
данном случае она выбирает одну из многочисленных сторон нашей лично-
сти или нашего характера, после чего мы не чувствуем стыда, потерпев не-
удачу в чем-нибудь, не имеющем отношения к тому свойству нашего харак-
тера, которое остановило исключительно на себе наше внимание.
Отсюда понятен парадоксальный рассказ о человеке, пристыженном до
Hosted by uCoz