Navigation bar
  Print document Start Previous page
 12 of 14 
Next page End  

У последних нескольких поколений в условиях растущего влияния
рынка смысл понятия “Я” несколько сместился от формулы “Я есть то, чем я
обладаю” к формуле “Я есть то, каким меня хотят видеть”
30
. Человек, жи-
вущий в системе рыночной экономики, чувствует себя товаром. Он отчуж-
ден от самого себя, подобно тому, как продавец отделен от товара, который
желает продать. Конечно, он заинтересован в себе, особенно в своем успехе
на рынке, но “он” и менеджер, и предприниматель, и продавец, и — товар.
Его собственный интерес к себе превращается в интерес к “нему” как субъ-
екту, который выставляет “себя” как товар, который стремится получить оп-
тимальную цену на рынке личностей.
“Заблуждение корысти” у современного человека не описано лучше
нигде, чем у Ибсена в “Пер Гюнте”. Пер Гюнт уверен, что вся его жизнь по-
священа достижению собственных интересов. Вот как он описывает “Я”
Пер Гюнта:
Пер Гюнт (с возрастающим увлечением)
Да, гюнтское “я сам” есть легион 
Желаний и влечений,и страстей;
Есть море замыслов, порывов к цели,
Потребностей... ну, словом, то, чем я
Дышу, живу — таким, каков я есмь
31
.
Но в конце жизни он понимает, что потерял себя; что, следуя принципу
своекорыстия, он не смог понять, в чем же состоят истинные интересы его
“Я”, и вместо того чтобы сохранить душу, он потерял ее. О нем говорят, что
он никогда не был самим собой и поэтому как сырой еще материал должен
подвергнуться переплавке. Он признал, что все время жил по принципу
троллей “Довольным быть самим собой”, а не согласно гуманистическому
принципу “Быть подлинно самим собой”. И вот, когда все декорации его
псевдо-Я, его успех и все, что он имеет, грозит исчезнуть, его охватывает
ужас пустоты, ничто, преодолеть который он, не имеющий собственного
“Я”, не в силах. И он вынужден признать, что в погоне за всеми благами ми-
ра, которые, как ему казалось, и были его интересами, он потерял свою ду-
шу, или, как я предпочитаю говорить, самого себя.
Искажение смысла понятия собственного интереса, весьма распро-
страненное в современном обществе, возбудило нападки на демократию со
стороны различных тоталитарных идеологий. Они заявляют, что капитали-
стическая система несостоятельна в моральном отношении, поскольку она
основана на принципе эгоизма, и всячески расхваливают свои собственные
системы, поскольку в них действует принцип бескорыстного подчинения
человека “высшим” целям государства, “расы” или “социалистического оте-
чества”. Эти критические нападки на многих производят впечатление, ибо
многие чувствуют, что счастье не в достижении эгоистических интересов, и
потому стремятся к большей солидарности и общей ответственности.
Нет необходимости тратить время на опровержение утверждений то-
талитарных идеологий. Прежде всего, они лицемерны, ибо маскируют,
скрывают сверхэгоизм “элиты”, стремящейся к подавлению и желающей
власти над большинством народа. Их идеология бескорыстия имеет целью
обманывать тех, кем эта элита управляет, и усилить их эксплуатацию и ма-
                                                                
30
Пиранделло в своих пьесах прекрасно выразил этот смысл понятия “Я”, а также
вытекающего из него понятия “сомнение-в-самом-себе”.
          
31
Ибсен Г. Пер Гюнт. Собр. соч. в 4-х тт. Т. 2. М.: Искусство, 1956.С. 507.
Hosted by uCoz