Navigation bar
  Print document Start Previous page
 2 of 14 
Next page End  

Эрих Фромм
ПСИХОАНАЛИЗ И ЭТИКА¹
Эгоизм, себялюбие, своекорыстие²
Люби ближнего твоего, как самого себя 
(Лев. 19. 18)
Современная культура вся пронизана табу на эгоизм. Нас научили то-
му, что быть эгоистичным грешно, а любить других добродетельно. Несо-
мненно, это учение находится в вопиющем противоречии с практикой со-
временного общества, признающего, что самое сильное и законное стремле-
ние человека
— это эгоизм и что, следуя этому непреодолимому стремле-
нию, человек вносит наибольший вклад в общее благо. Но учение, согласно
которому эгоизм — это величайший грех, а любовь к другим — величайшая
добродетель, чрезвычайно устойчиво. Эгоизм выступает как синоним себя-
любия. Отсюда и альтернатива
— любовь к другим, которая есть доброде-
тель, и любовь к себе, которая есть грех.
Классическое выражение этот принцип обрел в кальвиновской теоло-
гии, согласно которой человек по сути своей зол и бессилен. Человек не мо-
жет достичь никакого блага, опираясь на свои собственные силы и качества.
“Мы не принадлежим себе, — говорит Кальвин. — Поэтому ни наш разум,
ни наша воля не должны господствовать в наших мыслях и поступках. Мы
не принадлежим себе; поэтому не будем полагать себе целью поиски того,
что может быть целесообразно для нас, следуя лишь желаниям плоти. Мы не
принадлежим себе; поэтому давайте, поелику возможно, забудем себя и все,
что наше. Мы принадлежим Богу; а посему для Него будем жить и умирать.
Ибо будет человек поражен губительной чумой, которая истребит его, если
он будет слушать только свой голос. Есть только одно прибежище спасения:
не знать или не хотеть ничего по своему усмотрению, а быть ведомым Бо-
гом, который идет пред нами”². Человек не только должен осознавать свое
абсолютное ничтожество, но и сделать все возможное, чтобы унизить себя.
“Ибо я не то называю унижением, как вы думаете, что мы должны претер-
петь лишение чего-либо... мы не можем думать о себе должным образом без
крайнего презрения ко всему, что может быть оценено в нас как наше пре-
восходство. Но унижение есть неподдельное, искреннее повиновение, сми-
                                                                
1
Фромм Э. Психоанализ и этика.
— М.: Республика, 1994. — С. 100—
104. 
2
Ср.:
Fromm E. Selfishness and Self-Love //Psychiatry, 1939. November.
Здесь отчасти воспроизведены идеи, изложенные в этой ранней статье.
1
Calvin J. Institutes of the Christian Religion. (Philadelphia, 1928), в частности, кн. III,
гл. 7. С. 619. Начиная со слов “Ибо будет человек...” перевод сделан мной с латинского из-
дания: Calvini J. Institutio Christianae Religionis. Berolini, 1935. Par. 1. P. 445.
Hosted by uCoz