Navigation bar
  Print document Start Previous page
 6 of 14 
Next page End  

ние”
22
. “Сильная” личность та, которая обладает “истинной добротой, бла-
городством, величием души, которая дает не для того, чтобы брать, которая
не хочет выделяться своей добротой; "отдача" как тип истинной доброты,
богатство личности как источник”
23
. Ту же мысль он выражает в книге “Так
говорил Заратустра”: “Один идет к ближнему, потому что он ищет себя, а
другой — потому, что он хотел бы потерять себя”
24
.
Смысл этой идеи в следующем: “Любовь — феномен изобилия, избы-
точности; ее источник — сила дающей личности. Любовь — это утвержде-
ние и продуктивность, она стремится к созиданию и творчеству”
25
. Любовь к
другому тогда только добродетель, когда она изливается из этой внутренней
силы, но она — зло, если будет проявлением неспособности быть самим со-
бой
26
. Однако факт остается фактом: для Ницше проблема взаимосвязи люб-
ви к себе и любви к другим остается неразрешимой антиномией.
Мысль о том, что эгоизм есть изначальное зло и что любовь к себе ис-
ключает любовь к другому, не ограничивается лишь рамками теологии и
философии, но стала избитой идеей, внушаемой дома, в школе, в кино, в
книгах
— всеми способами социального внушения. “Не будь эгоистом”
эта сентенция внушается миллионам детей из поколения в поколение. Одна-
ко смысл ее неясен. Большинство сказали бы, что это значит не быть эгои-
стичным, невнимательным, безразличным к другим. На самом же деле оно
значит нечто большее. Не быть эгоистичным означает не делать того, что
хочешь, отказаться от собственных желаний в угоду авторитету. “Не быть
эгоистом” в конечном счете столь же двусмысленно, сколь и в учении Каль-
вина. За исключением некоторых двусмысленных моментов оно означает
“не люби себя”, “не будь собой”, а подчини себя чему-то более важному,
чем ты сам, какой-то внешней силе или внутренней принудительной силе —
“долгу”. Формула “не будь эгоистом” стала одним из самых мощных идео-
логических средств подавления спонтанного и свободного развития лично-
сти. Под давлением этого лозунга от человека требуют постоянной жерт-
венности и полного подчинения: только те действия “неэгоистичны”, кото-
рые совершаются не в пользу индивида, а в пользу кого-то или чего-то
внешнего по отношению к нему.
Но такая картина, следует еще раз подчеркнуть это, одностороння.
Ведь в современном обществе помимо призыва не быть эгоистом пропаган-
дируется и прямо противоположная идея: блюди свою выгоду, делай то, что
полезно тебе; ибо, поступая так, ты тем самым будешь действовать и на бла-
го других. Как бы то ни было, мысль, что эгоизм является основой всеоб-
щего благоденствия, стала краеугольном камнем в построении общества
всеобщей конкуренции. Странно, что два таких, казалось бы, несовмести-
мых принципа могут проповедоваться в одной и той же культуре; однако в
том, что так оно и есть, нет никаких сомнений. Эта несовместимость двух
принципов порождает у людей чувство некоторого замешательства, расте-
рянности. То, что им приходится разрываться между ними, представляет для
них серьезную помеху в деле становления целостной личности. Это ощуще-
ние замешательства, неустойчивости, отсутствия почвы под ногами — один
из наиболее значительных источников переживания современным чувства
                                                                
      
22
Nietsche F. The Will to Power. Stanza 785.
      
23
Ibid. Stanza 935.
     
24
Ницше Ф. Так говорил Заратустра. С. 44.
     
25
Nietzche F. Thus Spake Zarathustra. New York. P. 102.
26
Nietzche F. The Twilight of Idols. Edinburgh, 1911. Stanza 35; Ecce Homo. New York,
1911. Stanza 2; Nachlass, Ncitzches Werke (Leipzig: A. Kroener). P. 63-64.
Hosted by uCoz