Navigation bar
  Print document Start Previous page
 7 of 14 
Next page End  

беспомощности
27
.
Догматом о том, что любовь к себе тождественна “эгоизму” и несо-
вместима с любовью к другим, пронизаны теология, философия и обыден-
ное мышление; та же мысль рационализирована в научном языке теории
нарциссизма Фрейда. В концепции Фрейда предполагается некоторое неиз-
менное количество либидо. У младенца все либидо направлено на себя как
на свой объект; эту стадию Фрейд называет “первичным нарциссизмом”. По
мере развития либидо смещается с себя, своего “Я” на другие объекты. Если
нормальное развитие “объект-связей, объект-отношений” нарушается, либи-
до отвращается от объектов и вновь обращается на “Я”; это называется
“вторичным нарциссизмом”. Согласно Фрейду, чем больше любви я направ-
ляю на объекты, тем меньше ее остается для самого себя, и наоборот. Тем
самым он описывает феномен любви как уменьшение любви к себе в силу
направленности всего либидо на внешние объекты.
Здесь возникают вопросы: поддерживается ли психологическими на-
блюдениями мысль, что существует базисное противоречие между любовью
к себе и любовью к другим и что между ними возможно только состояние
чередования, то есть при наличии одной неизбежно отсутствует другая?
Есть ли любовь к себе то же, что и эгоизм, или они противоположны? Далее,
не является ли эгоизм современного человека на деле проявлением интереса
к. себе как личности, со всеми ее интеллектуальными, эмоциональными и
чувственными возможностями? Не стал ли “он” придатком его социоэконо-
мической роли? Итак, тождествен ли эгоизм себялюбию или он обусловлен
как раз отсутствием последнего?
Прежде чем приступить к обсуждению психологической стороны про-
блемы эгоизма и себялюбия, следует указать на логическую ошибку в ут-
верждении, что любовь к себе и любовь к другим взаимоисключают друг
друга. Если любовь к ближнему как человеческому существу
— доброде-
тель, то и любовь к себе
— добродетель, а не грех, поскольку я ведь тоже
человеческое существо. Не существует понятия человека, в которое не
включался бы я сам. Учение, настаивающее на подобном исключении, внут-
ренне противоречиво. Идея, выраженная в библейской заповеди “Люби
ближнего твоего, как самого себя”, подразумевает, что уважение к своей
личности, ее полноте и уникальности, любовь к себе, понимание своего соб-
ственного “Я” неотделимо от уважения, любви и понимания другого. Лю-
бовь к собственной личности нераздельно связана с любовью к личности
другого.
Теперь мы подошли к основным психологическим предпосылкам, на
которых строятся наши заключения. Этими предпосылками являются сле-
дующие: не только другие, но и мы сами являемся “объектом” своих чувств
и отношений; отношения к другим и отношения к себе далеко не противоре-
чивы, а, напротив, связаны самым глубинным образом. В отношении рас-
сматриваемой проблемы это означает: любовь к другим и к самому себе не
альтернативы. Напротив, отношение любви к самим себе обнаруживается у
тех, кто способен любить других. Любовь в принципе неделима, коль скоро
речь идет о связи между собственной личностью и ее “объектами”. Ис-
тинная любовь есть проявление продуктивности и невозможна без заботы,
                                                                
1
На этот момент обратили внимание Карен Хорни и Роберт С. Линд. (См.: Ногпеу К.
The Neurotic Personality of Our Time. New York, 1937; Lynd R. S. Knowledge for What? Prince-
ton University Press, 1939.)
Hosted by uCoz