Navigation bar
  Print document Start Previous page
 10 of 18 
Next page End  

человеческое как монструозное
43
и — в частности — каннибалическое
44
.
Среди расхожих примеров такой репрезентации характерны сюжеты, кон-
таминирующие темы, актуальные именно для психоаналитического распростра-
нения термина «каннибалический»: «любовь, разрушение, сохранение в Я, при-
своение качеств объекта»
45
. Ограничиваясь немногими примерами, упомянем ро-
ман Итало Свево «Исповедь Зенона» (1968)  герою которого снится сон, как он
пожирает свою возлюбленную, Карлу. Сама возлюбленная при этом как будто не
испытывает боли: людоедство здесь то, что избавляет героев от страха секса, и что
уравнивает оргазм и бессознательное (т.е. реализует возвращение к изначальной 
самотождественности). У Итало Кальвино («Под солнцем ягуара», 1986) любов-
ный акт главных героев также описывается рассказчиком как акт каннибализма. И
то и другое описание кажутся достаточно абсурдными, чтобы быть принятым все-
рьез, но все же достаточно впечатляющими, чтобы не увидеть стоящей за ними
идеи (не скажем: морали). Эффект здесь тот, что читатель, по меткому замечанию
Джоан Смит, встряхивается при опознании темных истоков любовного признания
как признания в том, что «Я мог бы сожрать тебя»
46
. В отечественной литературе
для примеров того же рода характерны рассказы Владимира Сорокина (см., на-
пример, рассказ «Открытие сезона», 1985). Юная героиня рассказа Юлии Кисиной
«Всеобщая история немецкой кухни» (1993), оказываясь в доме людоеда, бесстра-
стно разделяет с ним трапезу — поданную на ужин человеческую голову
47
. В рас-
сказе Виктора Ерофеева «Тело Анны, или Конец русского авангарда» (1995) ге-
роиня, то необъяснимо толстеющая, то вдруг теряющая в весе, съедает своего лю-
бовника. Схожая фабула повторяется в рассказе Ярослава Мельника «Мирося»
(1997), повествующего о девушке Миросе, которая, умирая, просит своего любов-
ника съесть ее, что он и делает
48
.
Аналогичные сцены мы находим и в кино. Начиная с 1970-х годов, число
фильмов, обыгрывающих тематику каннибализма, вообще резко увеличивается
49
.
Фильмы о людоедах появляются ежегодно, причем уже не только как традицион-
ные для этой темы «фильмы ужаса». Предпочтение отдается не столько чистоте
жанра, сколько возможностям его содержательной и формальной апологии. Так,
например, в «черной комедии» Пола Бартела «Поедая Рауля» (1982) убийцами и
людоедами становятся образцовая супружеская чета, в знаменитом фильме Пите-
ра Гринуэя «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1989) жена заставляет мужа
есть тело убитого им любовника. Коммерческим хитом начала 1990-х годов стал
еще один фильм, муссирующий тему каннибализма: «Молчание ягнят» Джонатана
Демме. Та же тема развивается в одном из фильмов знаменитого сериала «Склеп
ужасов» (в отечественном прокате: «Байки из склепа») о ресторане, где подают
человечину. Посетители ресторана довольны, ресторан процветает. Недавно ряд
фильмов о каннибалах пополнился еще одной, по-своему выдающейся, кинорабо-
той Антонии Берд «Прожорливый» (1999, в  отечественном прокате «Неутолимая
                                                                
43
Ср.: Смирнов И.П. Психодиахронологика. С. 335; Heimonet J. M. Negativite et communication.
Paris, 1990. P. 76. См. также: Zizek Slavoi. Die Grimassen des Realen. Frankfurt am M., 1993; Oppen-
heimer Paul. Evil and the Demonic: A new theory of monstrous behaviour. Duckworth, 1997.
44
Glucksmann A. La cuisiniиre et le mangeuer d’hommes. Essai sur l’Etat, le marxisme, les camps de
concentration. Paris, 1975.
45
Лапланш Ж., Понталис Ж.Б. Словарь по психоанализу. С. 190.
46
Smith, Joan. People Eaters // Granta 52. Winter 1995. P. 82. Ср. сцену из «Игрока» Ф.М. Достоев-
ского, где герой признается Полине: «Знаете ли вы, что я когда-нибудь вас убью? Не потому убью,
что разлюблю иль приревную, а — так, просто убью, потому что меня иногда тянет вас съесть»
(Достоевский Ф. М. Собр. соч. в 12 томах. Т. 3. М., 1982. С. 334).
47
Кисина Ю. Полет голубки над грязью фобии. М., 1993
.
48
Melnik Jaroslav. Les parias d’Eden. Paris, 1997.
49 C
р.: The Aurum Film Encyclopedia. Horror. / Ed. by Phil Hardy. Aurum Press, 1996. См
также:
Hosted by uCoz