Navigation bar
  Print document Start Previous page
 2 of 18 
Next page End  

Пал кувырком — и в плену! Тут его разрубают на части:
Много кусков, чтоб его одного хватило на многих, —
И победители съели его, обглодали все кости,
Даже в кипящем котле не сварив, не втыкая на вертел:
Слишком им кажется долгим огня дожидаться, немедля
Труп пожирают сырой, находя наслаждение в этом ³.
Дикость египтян усугубляется тем, что они не только людоеды, но и тем,
что человеческое мясо они едят сырым. (Противопоставление сырого и вареного,
как помним, позже Леви-Стросс опишет как фундаментальную оппозицию приро-
ды и культуры). Это людоедство вольное, а не вынужденное. Вспоминая ниже
басков, вынужденных в годы войны есть человеческое мясо, Ювенал их если не
оправдывает, то по меньшей мере извиняет («К ним Судьба была зла, доведя до
последней страшной нужды при долгой осаде»
4
). Однако и вынужденное людоед-
ство, при всех оговорках, остается все-таки людоедством, обнаруживающим меру
человеческой дикости. Юлий Цезарь в «Записках о Галльской войне» описывает
осаду города Алесии, защитники которого перед лицом голодной смерти обсуж-
дают допустимость людоедства. В пользу людоедства высказывается один из вож-
дей галлов Критогнат, напоминающий соплеменникам аналогичный пример из
войны предков с кимбрами и тевтонами
5
. В изложении Цезаря речь Критогната —
речь варвара, заслуживающая внимания «по своей исключительной и безбожной
свирепости»
6
и демонстрирующая позицию, оправдывающую действия самого
Цезаря: враги, предпочитающие людоедство римскому подданству, едва ли могут
вообще называться людьми.
Примеры можно множить, но любопытно, что именно в античности мы на-
ходим попытку подойти к людоедству с иной точки зрения. По изложению Секста
Эмпирика, для стоиков — 
«примером их благоволения к умершим будут наставления в людоедстве. Ведь
они считают, что нужно есть не только мертвых, но и свое собственное тело, если случит-
ся какой-либо его части быть отрезанной. Хрисипп сказал в труде “О справедливости”
так: “Если отпадет от членов тела какая-либо часть, годная в пищу, то не следует зарывать
ее, ни отбрасывать в сторону, но надо съесть ее, чтобы другая часть возникла из наших
частей”. В сочинении “О долге”, рассуждая о погребении родителей, он выразительно
говорит: “По кончине родителей надо погребать их как можно проще, как если бы их тело
ничего не значило для нас, подобно ногтям или волосам, и как если бы мы не были обяза-
ны ему подобным вниманием и заботливостью. Поэтому если мясо родителей годно для
пищи, то пусть воспользуются им, как следует пользоваться и собственными членами,
например, отрубленной ногой и тому подобным”».
7
В «Сатириконе» Петрония (60-е гг. I в. н.э.) Евмолп оглашает завещание,
обязывающее наследников съесть его труп. Свое условие Евмолп аргументирует,
ссылаясь на исторические прецеденты: 
«Так вот сагунтинцы, Ганнибалом теснимые, ели человечину, а ведь наследства не
ждали! То же делали изголодавшиеся петелийцы, а ведь они не искали ничего, кроме
                                                                
3
Ювенал. Сатира 15: 77—83 (пер. Д. Недовича и Ф. Петровского) // Римская сатира. / Сост. и на-
учн. подг. текста М. Гаспарова. М., 1989. С. 336.
4
Там же. Ст. 95—96.
5
C. Iulii Caesaris Bellum Gallicum, VII, 77 // C. Iulius Caesar. Vol. 1. Bellum Gallicum. / Ed. O. Seel.
Lipsiae, 1968.
6
Ibidem.
7
Секст Эмпирик. Против этиков, IX, 192—194 // Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. / Общ.
ред. А. Ф. Лосева. Т. 2. М., 1976. С. 39.
Hosted by uCoz