Navigation bar
  Print document Start Previous page
 5 of 18 
Next page End  

но. Аренсу много возражали (в частности, лауреат нобелевской премии К. Гайду-
шек, получивший премию за лечение нейровирусной инфекции (куру) в Новой
Гвинее, этиология которой прямо объяснялась каннибализмом)
17
, однако нельзя
не признать эвристической функции свидетельств о каннибализме как метафор
отождествления
18
.
В функции идеологической метафоры людоедство означает нарушение та-
бу, маркирующего границу социального и антисоциального, и вместе с тем напо-
минает о действительности самого антисоциального. Именно с такой — функцио-
нальной — точки зрения каннибализм подобен инцесту — нарушению другого
важнейшего для европейского мира табу.
19
В вышеупомянутом мифе об Атрее,
Фиесту, просящему у оракула средство отмщения, оракул велит вступить в сно-
шение с собственной дочерью, от которой родится будущий мститель — Эгисф. В
мифе о Климене и его дочери Гарпалике тема инцеста также соседствует с темой
людоедства: дочь состоит в кровосмесительной связи с отцом, пожирающим ро-
дившегося от него сына
20
. С точки зрения историко-культурных ассоциаций связь
каннибализма и инцеста поддерживается также мифом об Эдипе. Образ Сфинги,
загадывающей Эдипу свою знаменитую загадку, обычно эксплицируется в свете
инцестуозности Эдипа; не забудем, однако, что сама Сфинга — получеловек-
полузверь — не только загадывает загадки, но и пожирает людей.
21
Загадка Сфинги
— это вопрос о человеке, заданный самому человеку. Загадочность монструозного
уравнивается в данном случае с загадочностью конституирующего себя человече-
ского Я, не способного избавиться от субъектно-инакового в себе самом. Такая
инаковость в данном случае есть инаковость природной стихии, ограничиваемой
только социально, но не божественно.
Через столетия после Геродота границей социальной ойкумены по-
прежнему разумеются земли, где живут людоеды, а топографический контекст со-
относится с контекстом идеологическим. Средневековые карты заочно именуют
неизведанные земли как земли людоедов.
22
В русской культуре примером такой
географии может служить слово «самоеды», использовавшееся для названия си-
бирских народностей кодских и югорских вогулов (малгонзеев). В ранних описа-
ниях сибирских земель — в текстах сказания «О человецех незнаемых в Восточ-
                                                                
17
Rivier P.G. Review of Arens // Man. 15 (1980). P. 203—205; Tuzin D., Brown P. Introduction // The
Ethnography of Cannibalism. / Ed. D. Tuzin, P. Brown. Society for Psychological Anthropology, Wash-
ington, 1983. P. 3; Sanday P.R. Divine Hunger: Cannibalism as a Cultural System. Cambridge, 1986. P.
9—10; White Т. Prehistoric Cannibalism at Mancos. N. Y., 1992. О
связи
каннибализма
и
куру:
Mathews J., Glasse R., Lindenbaum S. Kuru and cannibalism // Lancet. 1969. No. 2. P. 449—452.
18
Fiddes Nick. Fleisсh: Symbol der Macht. Frankfurt am M., 1991. S. 155—156; Gardner Don. Anthro-
pophagy, Myth and the Subtle Ways of Ethnocentrism // The Anthropology of Cannibalism / Ed. by L. R.
Goldman. Westport, Conn. 1999. Замечательно, что в дополнение к традиционным представлениям
белых европейцев о черных каннибалах, в  современном африканском фольклоре есть истории о
белых людоедах, поедающих черных африканцев: «В период 19401950 годов ходили упорные
слухи о существовании группы европейцев, известных как мутумбула. Эти европейцы <...> якобы
по ночам ловили людей и откармливали их солью, с тем чтобы съесть их на праздник — рождест-
во, Новый год или пасху» (Маалу-Бунги Л.-Л. Интерпретаторство в устной литературе // Культу-
ры. 1982. ¹  1—2. C. 240.  См. также: Rumsey Alan. The White Man as Cannibal in the New Guinea
Highlands // The Anthropology of Cannibalism. 
19
О связи инцеста и каннибализма на материале тихоокеанских культур см.: Бутинов Н. А. Пища,
родство, инцест // Культура народов Индонезии и Океании. Сб. музея антропологии и этнографии,
Т. XXXIX. Л., 1984. С. 113—119. Родство инцеста и каннибализма автор обосновывает семантиче-
ским единством актуальной для обоих случаев метафоры «поедания крови». 
20
Гигин. Мифы, 246 // Гигин. Мифы. Спб., 1997. С. 278.
21
Так: Аполлодор. Мифологическая библиотека, III: 5; 8 // Аполлодор. Мифологическая библио-
тека. Л., 1972. С. 54; Гигин. Мифы, 67 // Гигин, С. 116.
22
См., напр.: Jancey M. Mappa Mundi. Orphans Press, Leominster, 1987. P. 14. Ср. упоминание о кан-
нибалах в устах Отелло у Шекспира  («Отелло», акт 1, сцена 3).
Hosted by uCoz