Navigation bar
  Print document Start Previous page
 6 of 18 
Next page End  

ной стране» (конец XV в). о «самоедах» говорится так:
«А гость к ним откуда приидет, и они дети свои закалают на гостей, да тем кор-
мят. А которой гость у них умрет, и они того снедают, а в землю не хоронят, а своих тако
же»
23
.
Людоедство обнаруживается или, точнее, предполагается там, где важно
провести демаркационную линию: свое — иное, законное — беззаконное, право-
верное — еретическое. В знаменитом «Откровении» Мефодия Патарского (V—
VIII в.) (оказавшим, по мнению исследователей, влияние на многие географиче-
ские сочинения и, в частности, на вышеупомянутое сказание «О человецех не-
знаемых в Восточной стране») содержится замечательный рассказ о походе Алек-
сандра Македонского до земли, обитатели которой поражают Александра своей
нечистотой.
«Ибо они ели нечистое, мерзкое, животное. Ибо это гнусно и скверно. [Они ели]
комаров, кошек и змей, и мерзкой плоти скотов, нечистые выкидыши женские, и детей
своих мертвых, и всякую тварь: животных и гадов [пресмыкающихся]. И это все увидел
Александр, [какая] была у них скверна и нечистота. [И увидев это], испугался. [И так ска-
зал:] «А когда дойдут эти [люди] до места святого и земли святой и осквернят их сквер-
ной своей пищей». И он очень начал молиться Богу. И велел [Александр] собрать всех
мужчин и женщин, и детей их, и погнал их. А сам пошел следом за ними. И пока они не
пришли на север, нельзя было не войти к ним, ни уйти от них. Тогда же Александр мо-
лился Богу со страхом великим. И повелел Господь горам северным расступиться и [ок-
ружить] их. Повелением Божьим окружили их горы и [только] не сомкнулись на 12 лок-
тей. Александр же заковал железными воротами несомкнутое место и [потом] заделали
[это место] сунклитом и когда хотят рассечь секирами своими ворота, то невозможно им
сделать это.»
24
Далее следует эсхатологическое видение времен, когда запертые среди се-
верных гор людоеды выйдут из своего плена и двинутся на юг. Предводительст-
вуют людоедами языческие цари, в частности, упоминаемые в Библии Гог и Ма-
гог. Их облик чудовищен: одни из них имеют песьи головы, другие крылаты и зве-
роподобны.
«При виде их придут в смущение люди и начнут они бегать и укрываться в горах
и в пещерах. И в гробах умирать начнут от страха [при виде] их. И будет некому хоронить
их грешные тела. Ибо люди, шедшие с севера, есть начнут плоть человеческую и кровь
[людей] пить как воду. И все есть начнут нечистых и гнусных змей и скорпионов и других
гадов, и зверей всяких, и мертвечину всякую.»
25
Бог допускает бесчинство в наказание за человеческие прегрешения: это
то, до чего дошел сам человек, и за что он должен ответить перед Господом. В ко-
нечном счете, Бог поразит людоедское воинство, но произойдет это не ранее, чем
человек в полной мере испытает меру своей греховности. Мера эта не исчерпыва-
ется ужасами людоедства. Вослед людоедству автор «Откровения» живописует
грядущее беззаконие инцеста. Появляется царь, совершающий зло, «которого не
было от сотворения мира и до конца его не будет. Ибо повелит он совокупляться
отцу с дочерью, а брату с сестрой. Если же кто так не сделает, то смерти предан
                                                                
23
Цит. по: Плигузов А. Текст-кентавр о сибирских самоедах. М.; Ньютонвиль, 1993. Приложения:
С. 84—85. См. там же: С. 100, 105—106.
24
Откровение Мефодия Патарского (пер. Л.Н.Смольниковой) // Апокрифы Древней Руси: Тексты
и исследования. М., 1997. С. 24—25.
25
Там же. С. 25.
Hosted by uCoz