Navigation bar
  Print document Start Previous page
 13 of 33 
Next page End  

Михаил Ефимович Литвак: «Психологическое айкидо»
13
человек н которые по очереди, а иногда вместе выходят на внешнюю коммуникацию.
Я-состояния — нормальные психологические феномены человеческой личности: Родитель (Р)
— Взрослый (В) — Дитя (Д) (рис. 2.). Все они необходимы для жизни. Дитя — источник наших
желаний, влечений, потребностей. Здесь радость, интуиция, творчество, фантазия,
любознательность, спонтанная активность. Hо здесь же и страхи, капризы, недовольство. Кроме
того, в Дитяти — вся психическая энергия. Ради кого живем? Ради Дитяти! Это, может быть,
лучшая часть нашей личности.
Взрослый необходим для выживания. Дитя хочет, Взрослый выполняет. Взрослый
переходит улицу, карабкается в горы, производит впечатление, добывает пищу, строит жилище,
шьет одежду и т.п. Взрослый контролирует действия Родителя и Дитяти.
Если действие выполняется часто и начинает производиться автоматически, просто
потому что так принято, здесь проявляется Родитель. Это автопилот, который ведет правильно
наш корабль в обычных условиях, что освобождает Взрослого от принятия рутинных
обыденных решений, это и тормоза, которые автоматически удерживают нас от опрометчивых
поступков. Родитель — наша совесть. Девизы Дитяти — хочу, нравится; Взрослого —
целесообразно, полезно; Родителя — должен, нельзя. И счастлив человек, если у него хочу,
целесообразно и должен имеют одно и то же содержание! Hапример, я хочу писать эту книгу,
целесообразно писать эту книгу, я должен писать эту книгу.
Если желания Дитяти удовлетворять своевременно, они выглядят умеренными и
исполнять их нетрудно. Задержка в удовлетворении потребности приводит или к исчезновению
ее или к излишествам. Так происходит, например, когда человек ограничивает себя в еде; он
становится обжорой или теряет аппетит.
Если окружающая действительность не меняется, организм переходит на автоматическое
управление, и все желания Дитяти, его безопасность переходят в ведение Родителя. Привычные
действия требуют минимальных затрат энергии, а запреты становятся малоощутимыми.
Взрослый в этот момент может заняться другими проблемами. Действия выглядят
целесообразными, даже разумными, но сознание в них практически не участвует, мышления
здесь нет. Это становится очевидным, когда ситуация вдруг меняется, контроль Взрослого
ослабевает, а ригидные, консервативные программы Родителя заставляют личность
автоматически выполнять устаревшие, но в прошлом целесообразные действия. Так, молодая
кокетливая девушка, автоматически пользуясь косметикой, становится еще более
привлекательной. Проходит время, и, если Взрослый не контролирует действия Родителя, то те
же приемы ее старят и делают уродливой.
Руководителям, родителям, учителям, в общем, всем нам стоит помнить, что программы
Родителя, особенно приобретенные в раннем детстве, бывают очень устойчивы. Для их
разрушения требуется много усилий, специальные приемы. Родитель в своих требованиях
становится агрессивным, заставляет работать Взрослого, наносит вред Дитяти, за счет энергии
которого существует и сам. Проиллюстрирую это на одном примере.
Своим слушателям на одном из занятий я как-то посоветовал угощать своих гостей часа
через два после прихода бутербродами, чаем, конфетами. Сразу же посыпались возражения:
«Кто же тогда к нам ходить будет? Что будут о нас говорить? Как это так, придут гости, а я не
приготовлю хорошего угощения?» Давление Родителя бывает столь сильным, что все силы ума
Взрослого направляются на выполнение неразумных дел. Закупается продуктов в десять раз
больше, чем нужно, съедается в пять раз больше, чем это необходимо Дитяти. В любой
больнице вам скажут, что больше всего поступает больных с инфарктом миокарда, прободными
язвами желудка, алкогольными психозами после праздников. Как видим, не так уж безобидны
жесткие программы Родителя, вышедшие из-под контроля Взрослого!
Еще одна опасность исходит от Родителя. В нем часто имеются мощные запретительные
программы, которые мешают удовлетворять личности свои потребности, запреты: «Hе вступай
в брак до тех пор, пока не получишь высшего образования», «Hикогда не знакомься на улице» и
т.п. Hа какое-то время они сдерживают Дитя, но затем энергия неудовлетворенных
потребностей разрушает плотину запретов. Когда Дитя (хочу) и Родитель (нельзя) друг с
другом ссорятся, а Взрослый не может их помирить, развивается внутренний конфликт, человек
раздирается противоречиями. А «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет и
Hosted by uCoz