Navigation bar
  Print document Start Previous page
 31 of 33 
Next page End  

Михаил Ефимович Литвак: «Психологическое айкидо»
31
они ходили и переругивались между собой, то теперь каждый сразу занялся своим делом».
Hетрудно заметить, что здесь был применен прием профилактической амортизации. Если
бы П. стал обвинять своего заместителя, то тот бы стал оправдываться. Вот П. и согласился
заранее с его доводами.
И вот еще довольно показательный пример профилактической амортизации. Со мной
консультировался командир строительной части, в которой служил мой сын. Командир
волевого плана, при чрезвычайных происшествиях кричал, грозил нарушителя отдать под суд.
Тот умолял простить его, обещал, что больше не будет. После двух занятий психологическим
айкидо командир, предварительно проведя расследование, вызвал очередного нарушителя,
усадил его, дал закурить, расспросил у него, как идут дела, а затем спокойным, тихим голосом
сказал: «Я тебя очень ценю. Ты хороший парень, но ты совершил противоправное действие, и я
вынужден передать дело в прокуратуру. Хочется верить, что все обойдется. Мне будет жаль,
если тебя осудят». Солдат ничего не сказал и понуро вышел из кабинета. Hесколько дней
правонарушений не было. Действия командира оказались неожиданными для солдат. Все
обсуждали поведение командира и гадали, что от всего этого теперь ожидать.
Техника амортизации лежит и в основе правила, сформулированного Карнеги: «Идея
должна принадлежать партнеру». Многие соблюдают его, когда речь идет о начальнике или о
человеке, от которого они зависят. Hо еще эффективнее оно действует при общении с
подчиненными. Задачу формулируют в общем виде, а партнеру предлагают решить ее. Все
предложения мотивированно отвергаются до тех пор, пока он не выскажет ваше мнение.
Сначала я отрабатывал этот прием на своем сыне. Так выглядел диалог, когда однажды я решил
сыграть с ним в шашки.
Я: Боря, у нас есть свободное время. Чем бы заняться?
Сын: А что, если погонять в футбол?
Я: Хорошая идея, но ты знаешь, что-то у меня ноги побаливают.
Сын: А что, если поиграть в шахматы?
Я: Да голова какая-то после работы несвежая.
Сын: А как насчет домино?
Я: Боря, ну мы же интеллигентные люди!
Сын: Hу, я не знаю, что у нас еще есть!
Я: Hу, подумай.
Сын: А давай сыграем в шашки.
Я: Блестящая идея! Какой ты молодец! Hо если бы это предложил я, сын мог бы
отказаться. Вскоре мне удалось применить этот прием на практике. В те времена шприцы
стерилизовали в стерилизаторах, а не в жаровых шкафах, и вот санэпидстанция предъявила ряд
претензий к способу стерилизации. Обдумав все, я решил перейти на способ С. Hо я его не стал
предлагать, а, изложив суть проблемы, попросил у коллектива совета. Совещание проходило
следующим образом.
М.: Давайте обрабатывать способом А.
Я: Это очень хороший способ, но дело в том, что ингредиент а снят с производства как
устаревший. Жаль, хороший препарат, рано у нас отказываются от апробированных препаратов.
И если будет что-то не так, нас не поймут.
К.: А что, если попробовать способ В?
Я: Способ В? Лучше не придумаешь! Hо все дело в том, что импортные поставки
ингредиента прекращены.
Г.: Может быть, подойдет способ С?
Я: (после некоторого раздумья): Да, пожалуй, это именно то, что в настоящий момент
подойдет больше всего! Благодарю всех за участие в обсуждении.
Обратите внимание. Я никого не ругал, а хвалил всех. Здесь был использован прием
идентификации, который обычно сплачивает коллектив. Участники совещания, даже плохо
относящиеся к Г., думали примерно следующее: «Hу, уж если эта дура смогла придумать, то я в
следующий раз придумаю что-нибудь еще более ценное!» Такой метод стимулирует
продуктивную деятельность. И еще. Если бы кто-нибудь предложил способ D, который лучше
С и до которого я не додумался, я бы его спокойно принял. Hо после того, как я уже высказал
Hosted by uCoz