Navigation bar
  Print document Start Previous page
 32 of 33 
Next page End  

Михаил Ефимович Литвак: «Психологическое айкидо»
32
свое мнение, отказаться от него мне было бы трудно.
Многие руководители используют данный прием неверно, настраивая коллектив против
себя. «Вы почему сегодня опоздали?» — грозно при всех спрашивает начальник своего
подчиненного. Hа глупый вопрос следует глупый ответ: «Транспорт плохо ходил!» А весь
коллектив думает примерно следующее:
«Хорошо ему на персональной машине, а подумал бы, каково нам!» И все сидят с
угрюмым видом. Я вас не осуждаю за персональную машину, я знаю, что она вам необходима.
Я за вас. У вас самое вредное производство, дорогие мои руководители! Я просто показываю,
какие мысли и чувства возникают у подчиненных при ваших психологически необоснованных
действиях и высказываниях. Может быть, вам поможет следующее правило: «Хвалить следует
при всех, а ругать — один на один».
А теперь я хочу предложить вам маленькую задачу. У вас освободилось место начальника
цеха (зав. отделом, зав. лабораторией и т.п.) и вы хотите, чтобы это место занял H. Каковы ваши
действия?
К сожалению, до сих пор большинство руководителей принимают на работу на
ответственные должности сотрудников, не прибегая к услугам психологов. При этом берутся во
внимание слухи, рекомендации, первое впечатление, иногда — деловые качества и совсем не
учитываются его личностные особенности.
Так было с одним крупным руководителем, который принял на работу очень
квалифицированного юриста, с помощью которого ему удавалось в рамках закона заключать
выгодные для предприятия договоры. Hо юрист был довольно конфликтной личностью.
Какое-то время шло все хорошо, но затем отношения испортились, и действия юриста стали
тормозить работу учреждения. Между руководителем и юристом началась борьба, за которой с
удовольствием, как за боем быков, следил весь коллектив. Руководитель был полностью выбит
из колеи, иногда не сдерживался, переходил на крик, напряжение не спадало и дома, В этот
момент он и обратился ко мне за консультацией.
А теперь послушайте, как он действовал по разработанному нами плану. Он пригласил
еще одного юриста, а своему партнеру по конфликту сказал примерно следующее: «Дорогой
И.И., объем работы у нас увеличился, и я взял еще одного юриста, который будет заниматься
наиболее легкими и в основном текущими делами, сложные я буду передавать вам. Вы же
будете заниматься и юридическим обеспечением наших перспективных планов» (своеобразный
«пас в сторону»). Hаш «конфликтант» фактически остался не у дел и вскоре стал объектом
насмешек всего коллектива. Руководитель же его только нахваливал:
«Для нас самое главное — ваша мысль. Если вы только одну ценную идею в год
выскажете, то и тогда мы не останемся внакладе. Мы уже можем позволить себе держать в
коллективе творческого человека» и т.д., и т.п. Все предложения «конфликтанта» принимались,
но исполнение их откладывалось на неопределенное время, причем к обсуждению
привлекались и другие члены коллектива. Через два с половиной месяца им было подано
заявление об увольнении.
Хочу рассказать вам еще о том, как один преподаватель боролся с опозданиями, используя
технику профилактической амортизации. Когда он знакомился с группой, то на первой же
лекции делал следующее заявление: «Я понимаю ваши трудности, знаю плохую работу
транспорта. Поэтому на мои лекции опаздывать можно. У меня убедительная просьба: при
опоздании не ждите перерыва, входите в аудиторию спокойно, не крадучись, чтобы не
привлекать к себе внимание, и садитесь на свободное место. Hе извиняйтесь и не
оправдывайтесь. Раз вы опоздали, значит, у вас была уважительная причина. Зачем же тратить
время на лишние объяснения?»
Следует отметить, что этот преподаватель лекции читал очень увлекательно, уже с первых
секунд целиком захватывая слушателей.
Опаздавший, чтобы быстрее войти в курс дела, спрашивал у соседей, о чем идет речь. Они
гневным шепотом, так, что это было слышно всем, советовали ему не опаздывать. Вы узна¸те
прием идентификации, который здесь сплачивает коллектив против нарушителей. Hе надо
никаких лозунгов, лучше вызовите у партнеров по общению большой интерес к себе и своему
делу!
Hosted by uCoz