Navigation bar
  Print document Start Previous page
 11 of 49 
Next page End  

стадии развития реб¸нка.
Музыкальный слух, физические способности (координация движений и чувство
равновесия) формируются как раз в этом возрасте. Примерно в это же время развивается и
основа эстетического восприятия – сенсорная реакция.
Каждый год в начале летних каникул родители из разных стран привозят своих детей в
скрипичный класс доктора Сузуки. Не нужно объяснять, что никто из них не знает ни слова
по-японски. Первыми начинают говорить самые маленькие. Затем дети из младших и
средних классов. Самые безнад¸жные – это их родители. И если многие дети уже через месяц
прекрасно говорят по-японски, то родителям необходимы годы, им приходится пользоваться
услугами детей в качестве переводчиков.
Можно развить слух у реб¸нка с нарушениями слуха
До сих пор я рассматривал скрытые возможности нормального реб¸нка и важность
раннего обучения для развития этих возможностей. Однако, к сожалению, в мире есть
немало детей с физическими отклонениями: больных полиомиелитом, умственно отсталых,
глухих, немых. Раннее развитие не должно обходить их стороной, наоборот, именно в силу
их тяж¸лого положения необходимо определить их недостаток как можно раньше, чтобы с
помощью техники раннего развития компенсировать эти недостатки, насколько это
возможно.
Мне хочется рассказать вам историю, которую я недавно проч¸л в газете: историю о
реб¸нке, который родился глухим, но позже без труда смог участвовать в разговоре
благодаря огромным усилиям его родителей. Ацуто, сейчас ему 6 лет, родился просто
воплощением здоровья. Ему был 1 год, когда его родители заметили отклонения, они
спрашивали себя, вс¸ ли в порядке у реб¸нка со слухом, но пока не волновались, полагая, что
их реб¸нок – один из тех, кто поздно начинает говорить. Но когда Ацуто не заговорил и в 1,5
года, они повезли его на осмотр к врачу.
Родители обратились за помощью к доктору Мацузава – специалисту по лечению и
образованию младенцев с отклонениями слуха. Он начал с того, что научил реб¸нка узнавать
на слух собственное имя. Затем реб¸нок начал учить другие слова. Постепенно доктор
соединял слова со значениями, развивая в н¸м следы слуха, которые ещ¸ остались. Доктор
Мацузава считает, что в ранние годы глухого реб¸нка действительно можно «научить»
слышать.
Он пишет: «Только мать может быстро обнаружить, что у е¸ реб¸нка что-то не в
порядке. Через неделю после рождения новорожд¸нный реагирует на громкий звук или шум.
Через несколько месяцев младенец узна¸т голос своей мамы, а через четыре месяца сво¸ имя.
Если реб¸нок не реагирует на громкий шум или не отвечает, когда его зовут по имени,
можно предположить, что у него что-то не в порядке со слухом. Примерно к 3 годам реб¸нок
узна¸т многие слова, которыми пользуются взрослые в повседневной жизни, поэтому эти
ранние годы – самые подходящие, чтобы научить различным словам реб¸нка со слуховыми
отклонениями. Больше всего надо избегать изоляции реб¸нка от звуков, потому что он,
якобы, вс¸ равно их не слышит. Неправда, что даже совершенно глухой реб¸нок не способен
ничего слышать. Если реб¸нок постоянно будет слушать звуки, у него разовь¸тся
способность слышать».
Таким образом, усилия родителей и обучение могут развить у реб¸нка способность
слышать, даже если он родится с серь¸зными нарушениями слуха.
Часть 2. Влияние раннего опыта
Главное – окружение, а не гены
Hosted by uCoz