Navigation bar
  Print document Start Previous page
 24 of 49 
Next page End  

Часто говорят, что человек – продукт общества и что он не может жить вне его. Но с
другой стороны, им руководит не только инстинкт жить в группе, но и сознание своего «Я».
Таким образом, он всегда должен искать гармонию между общественным и
индивидуальным. Если баланс не будет установлен, он не сможет приспособиться к
обществу.
Достижение этой гармонии во многом зависит от раннего развития. Я считаю, что его
можно достичь только на базе рано сформированного стереотипа мышления, который
включает право на уважение к себе и чувство ответственности по отношению к обществу.
Такой стереотип можно создать на основе детского общения.
Примерно в 2 года реб¸нку становится неинтересно играть только с самим собой, он
начинает играть с другими, и тут-то он впервые узна¸т, как взаимодействовать в группе. Он
может расплакаться, если ему не удалось сделать по-своему, а пришлось подчиниться
желанию большинства. Но и когда он мирно играет с другими, и когда ссорится, он учится
жить в коллективе. Ссоры важны, потому что они развивают личную инициативу.
Ссоры между детьми можно разделить на три типа: такие, в которых реб¸нок бер¸т
верх над соперником, где он уступает другому, где он да¸т сдачи.
Различные виды ссоры характерны для разного возраста. Например, в возрасте 2 лет
реб¸нок скорее всего будет пассивным участником ссоры, а уже в 3 года он е¸ сам
спровоцирует. Это будет означать, что в н¸м формируется и находит выражение его
собственное «Я».
Существуют разные причины несогласия между детьми: борьба за игрушку, санки,
качели или словесное оскорбление, но ссор без причины не бывает. Любая попытка обругать
реб¸нка, учить его, что драться нехорошо, без объяснения причин не поможет развить в н¸м
чувства сотрудничества. Можно даже сказать, что вмешиваться в ссоры детей – значит
помешать развитию инстинкта жить в коллективе.
У детей своя логика, и общаются они друг с другом по-своему. Здесь нет места
взрослой логике. Если вы будете рассматривать детские ссоры с точки зрения взрослых,
пытаться уговорить их, что драться нельзя и что тот, кто ссорится с другими, – плохой, ваш
реб¸нок только замкн¸тся в себе и обозлится. Ссоры – это первый урок жизни в коллективе.
Шл¸пать реб¸нка можно только пока он ещ¸ мал
«Глупый король в окружении слепо преданных министров» – так кто-то описал
новорожд¸нного и его родителей, подчиняющихся каждому его желанию.
Как бы ни был король глуп, пока он ещ¸ совсем маленький и почти весь день спит,
родителям с ним не так трудно. Однако к 2-3 годам он может стать таким эгоистичным, что
будет почти неуправляем. И тогда родители начинают приструнивать сво¸ чадо. Они ругают
и наказывают малыша, когда он делает что-то «неправильное», превращаясь вдруг из
обожателей в строгих нянек, хотя на данной стадии развития реб¸нка это уже не да¸т
видимых результатов.
Родители, возможно сами не сознавая этого, испортили его, ведя себя как «слепо
преданные министры» в течение первого года жизни реб¸нка. Примерно в 2-3 года у реб¸нка
развивается чувство собственного достоинства, его «Я», и тогда он готов его отстаивать. Он
больше не слушается родителей, и чем больше его ругают и наказывают, тем более
непослушным и капризным он становится и тем сильнее раздражаются его родители. Чтобы
избежать развития этого порочного круга, есть только один выход – воспитывать и приучать
реб¸нка к дисциплине, пока ему ещ¸ нет года, до того как в н¸м проявится его «Я».
Привед¸м простой пример. Реб¸нок должен есть строго по расписанию, тогда он не
будет переедать и быстро избавится от привычки мочиться в постель. И вам не надо будет
затрачивать лишних усилий, чтобы бороться с этой привычкой. Если же не обращать на это
внимания, исповедовать принципы «свободного» воспитания, то это может обернуться
катастрофой для реб¸нка.
Hosted by uCoz