Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 49 
Next page End  

Снег тает
на ветке дерева,
где голубь воркует.
Смотри, маленький кот¸нок
мягко ступает
по опавшим осенним листьям.
Ползает и сме¸тся реб¸нок,
ему исполнилось два года
этим утром.
Это традиционное японское стихотворение – хайку, написанное Иссой Кобаяни, поэтом
позднего средневековья.
В нашей экспериментальной школе воспитания талантов такие хайку учат для
тренировки памяти. Хайку очень подходят для этой цели, потому что они короткие,
ритмичные – они легко запоминаются. Кроме того, они отвечают тем требованиям, которые
предъявляют к детской поэзии: «стихи для запоминания должны воспитывать в реб¸нке
благородные чувства, и они должны быть красивыми, изысканными и заслуживающими
того, чтобы их помнить всю жизнь. И в то же время они должны нравиться реб¸нку».
Сначала дети учат по одному стихотворению Иссы каждый день. Им рассказывают о
содержании стихотворения, на следующий день они читают его наизусть и получают задание
выучить новое. Таким образом, реб¸нок тренирует память, но при этом получает
удовольствие. Если в первый раз реб¸нку нужно услышать стихотворение десять раз, прежде
чем он его запомнит, то в следующий раз ему достаточно тр¸х-четыр¸х повторений, а потом
и одного раза. Мне говорили, что реб¸нок выучивает 170 стихов Иссы в год.
Повторение – мать учения. Это аксиома. Если реб¸нок забыл строчку, пусть повторит
вс¸ стихотворение от начала до конца. Те, кто тренировал свою память таким образом, могут
запомнить целую сказку после четыр¸х или пяти прочтений.
Некоторые читатели с сомнением отнесутся к такому методу тренировки памяти. Я
тоже вначале считал, что хайку Иссы не совсем подходят для детей. Однако цель таких
занятий не просто заучивать наизусть, но также развивать эстетическое чувство реб¸нка, его
умственные способности и творческие потенции.
Мозг реб¸нка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Но
память ржавеет, если е¸ не использовать. Чем интенсивнее она используется, тем лучше она
функционирует и развивается.
Способности реб¸нка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит
удовольствие в повторении.
Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть
В старину продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести
месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы,
насмотревшись на них, он всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки.
Этот метод обучения хорошо применим к воспитанию реб¸нка. Если у него в мозгу,
который пока что ещ¸ как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное искусство, оно
останется там на всю жизнь. Его мозг откажется воспринимать подделку, когда он станет
взрослым и родители не смогут влиять на его вкусы. Если же в его мозгу отпечатаются
подделки, он будет нечувствителен к подлинному искусству. Конечно, не всегда легко
отличить истинное от фальшивого. Формируя эстетические потребности своего реб¸нка,
родители должны доверять и своему вкусу и руководствоваться прекрасными
произведениями искусства, которые ценились во все века. Не надо давать реб¸нку только
книжки с примитивными картинками, поскольку якобы он не пойм¸т более сложного языка
Hosted by uCoz