Navigation bar
  Print document Start Previous page
 6 of 49 
Next page End  

прозвище.
«50 человек» – цифра, может быть, не очень впечатляет, но даже взрослому трудно
запомнить 50 разных лиц в течение одного года. Попробуйте записать поточнее черты лица
всех ваших знакомых и посмотрите, можете ли вы отличить одно лицо от другого
аналитическим пут¸м.
Распознавательные способности реб¸нка становятся очевидными примерно к полугоду,
когда появляется застенчивость. Его маленькая головка уже может отличить знакомые лица,
например мамы или папы, от незнакомых, и он ясно да¸т это понять.
Современное воспитание делает ошибку, меняя местами период «строгости» и период
«вс¸ можно»
Даже сегодня многие психологи и педагоги, особенно те, которые считаются
«прогрессивными», полагают неправильным сознательное обучение маленького реб¸нка.
Они считают, что избыток информации отрицательно сказывается на нервной системе
реб¸нка, и более естественно предоставить его самому себе и разрешить делать вс¸, что он
хочет. Некоторые даже убеждены, что в этом возрасте реб¸нок – эгоист и делает вс¸ только
для своего удовольствия. Поэтому родители во вс¸м мире под влиянием таких идей
сознательно следуют принципу «оставить в покое».
И те же самые родители, когда их дети идут в детский сад или школу, моментально
отказываются от этого принципа и вдруг становятся строгими, пытаясь воспитать и
чему-нибудь научить своих детей. Ни с того, ни с сего «ласковые» мамы превращаются в
«грозных».
Между тем из изложенного выше ясно, что вс¸ должно быть наоборот. Именно в
первые годы жизни реб¸нка необходимо быть с ним и строгим и ласковым, а когда он
начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его «Я».
Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского сада.
Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на реб¸нка в более позднем может
только погубить в н¸м талант и вызвать сопротивление.
2. Что может маленький реб¸нок
Взрослые понятия «трудно» и «легко» не годятся для детей
Мы, взрослые, бер¸м на себя смелость утверждать, например, что эта книга слишком
трудна для реб¸нка или что реб¸нок не может оценить по достоинству классическую музыку.
Но на каком основании мы делаем такие выводы?
Для реб¸нка, у которого нет ч¸тких, устоявшихся представлений о том, что «трудно»
или «легко» – английский или японский языки, музыка Баха или детские песенки,
однозвучная, однообразная музыка или гармония звуков, – вс¸ должно начинаться
одновременно, для него одинаково ново вс¸.
Вывод, сделанный на основании чувств, не зависит от знаний, напротив, знание может
стать препятствием для чувств. Наверное, многие, глядя на знаменитую картину, говорили
про себя: «Она прекрасна!», хотя на самом деле она вас совсем не тронула, е¸ ценность для
вас – только в имени художника и в е¸ цене. А реб¸нок, напротив, всегда честен.
Какой-нибудь предмет или занятие полностью поглощают его внимание, если это ему
интересно.
Для реб¸нка проще запомнить «голубь», чем «девять»
Мне вспоминается один случай, когда у меня в гостях был мой 2-летний внук, которого
Hosted by uCoz