Navigation bar
  Print document Start Previous page
 13 of 14 
Next page End  

анализ этнических конфликтов в разных регионах планеты свидетельствует о важности
выработки эффективной типологии этноконфликтов прежде всего для прогнозирования
вероятных исходов конфликта, так как разные типы конфликтов имеют различные
вероятностные модели завершения своих острых фаз.
Далее, представляет большой теоретический и практический интерес вопрос о
конструктивном потенциале этнического конфликта. Собственно конфликтология и
начинается с признания функциональности конфликта и наличия у него определенного
конструктивного потенциала. В массовом сознании этнический конфликт воспринимается
как большая беда, как нечто однозначно негативное. Необходимо отметить, что вопрос о
конструктивном потенциале этнического конфликта практически не разработан и в
научном плане, отсюда и определенные стереотипы в поисках выхода из острых фаз
этнических конфликтов.
4. Проблемы становления практической этноконфликтологии
Вопросы практического использования обществоведческих знаний существуют во всем
мире, и отечественные этноконфликтологи находятся здесь не в худшем положении. Во
всяком случае, большинство этноконфликтологов, особенно работающих в регионах,
имеют неплохие контакты с властными структурами, хотя и не всегда ровные и
убедительные. Политики, как правило, ждут от ученых рекомендаций по скорейшему
решению проблем, и утверждение о том, что проблема может иметь в существующих
условиях лишь частичное решение, зачастую их не устраивает.
Каковы основные пути и направления расширения влияния этнокон-фликтологической
науки на реальные этнические процессы? Кроме активного взаимодействия с политиками
и управленцами, что зависит от многих факторов, можно выделить следующие
приоритетные позиции.
Во-первых, это расширение образовательной деятельности, особенно в системе высшей
школы. Сегодня дисциплина «конфликтология» представляет собой редкое исключение в
образовательных стандартах вузов. Что же касается этноконфликтологии, то эту
дисциплину вообще пока не приходилось встречать в макетах государственных
образовательных стандартов. Разумеется, категория «конфликт» упоминается в
стандартах в целом ряде дисциплин, однако ни одна из них не может дать сколь-нибудь
полного представления об этом феномене, не говоря уже о навыках управления
конфликтным процессом. Тем более сложно дать в рамках этих курсов адекватное
представление об этнических конфликтах. В основном для этих целей можно
использовать резерв курсов по выбору, на которые в так называемом «втором поколении
стандартов» отводится немало учебного времени. Так, в Ставропольском государственном
университете для палиативного решения этой проблемы постановлениями советов
факультетов этноконфликтология включена в качестве обязательной в учебный план по
ряду специальностей. Скажем, в учебный план по специальности «Журналистика» в цикле
«дисциплины специализации» включен спецкурс «СМИ и этноконфликтология». Этот
курс рассчитан на 54 часа аудиторной работы в течение четвертого семестра с итоговым
зачетом. На историческом факультете курс
«этноконфликтология» рекомендован советом факультета в качестве одного из основных
в цикле «курсы по выбору». Большой этноконфликтологический блок предусмотрен в
преподавании курса «конфликтология» на специальности «регионоведение». Фактически
этноконфликтологическая проблематика является стержнем этого курса, что определяется
спецификой самой специальности, а также северокавказского региона.
Этноконфликтология включена также в учебный план специальности «социальная работа
по специализации «работа в миграционных службах». Вся эта работа проведена, на уровне
вуза при поддержке ректората и деканатов ряда факультетов.
Второе направление – широкая просветительская деятельность, прежде всего через
средства массовой информации. Проводимые автором в сотрудничестве с научным
коллективом в Ставропольском государственном университете исследования показали,
Hosted by uCoz