Navigation bar
  Print document Start Previous page
 3 of 14 
Next page End  

этнорасового конфликта) в самостоятельный предмет научного анализа происходит в 1960
- 1970-е годы. Публикуются исследования М. Бэнтона, К. Дойча, Г. Кона, Д. Кэмпбелла, Р.
ЛеВайна, Р. Сегала, Г. Сетон-Уотсона, П. Шибутани, С. Энлоу и других авторов. В этих
работах этнический конфликт становится если не еще самостоятельным объектом
изучения, то, по крайней мере, занимает одно из главных мест. Кроме того, проблему
конфликтов затрагивают многие ученые, изучающие межэтнические отношения в целом.
Но особенно обильны в этот период были публикации с описанием и анализом
конкретных этнических конфликтов по всему миру. Шестидесятые и семидесятые годы
можно рассматривать как этап накопления и первичного анализа эмпирического
материала. Это свидетельствует о том, что научная отрасль переживает эпоху своей
юности. Разумеется, и в работах этого периода делались определенные теоретические
обобщения, но становление теоретической этноконфликтологии относится к 1980-м
годам. 
В восьмидесятые годы в западной обществоведческой науке предпринимаются попытки
выйти на теоретико-методологический уровень анализа проблемы, хотя такого рода
поиски в целом не характерны для западного, особенно англо-американского
обществознания. Издается несколько теоретических работ английского исследователя Э.
Смита, уже имевшего к этому времени известность в научных кругах благодаря более
ранним публикациям по проблемам этнорасовых отношений [3]. Хотя нельзя сказать, что
эти исследования полностью посвящены изучению этнорасовых конфликтов, так как
имеют более широкий контекст, однако именно этот широкий контексц рассмотрения
проблем неизбежно приводит автора к теоретико-методологичвч скому анализу феномена
этнической конфликтологии. Большую известное», приобретают теоретическая работа Э.
Геллнера «Нации и национализм», опубликованная в 1991 г. и на русском языке [4],
и
исследование П. Ван ден Берщ «Феномен этничности» [5]. Именно в этот период
публикуется и упоминавшаяся; выше работа Д. Хоровица «Конфликт этнических групп».
Теоретико-методологические аспекты анализа этнических конфликтов затрагиваются
в
работах многих других зарубежных авторов (Дж. Ваучеру X. Блэлок-младший, Ф. Гросс,
Н. Гонзалес, Дж. Кип, У. Коннор, Э. Кофман, Д. МакКерди, С. МакКоммон, М. Левин, Р.
Премдас, С. Райан, С. Самарасингхе, С. Уильямс, М. Чисхолм, Р. Шервуд, Г. и Э. Элмеры,
М. Эсман и др.). Итак, 1980-е гг. можно обозначить как теоретико-методологический этап
развитая мировой этноконфликтологии. 
Со второй половины восьмидесятых и особенно в девяностые годы ведущим предметом
исследования зарубежной этноконфликтологии стала проблема
выхода из социальных
конфликтов, их урегулирования и разрешения. В большинстве работ выход из
этнического,конфликта исследуется как частный случай исхода социальных конфликтов.
При этом проблема завершения именно эт нического конфликта изучена значительно
меньше, чем других социальных конфликтов. К такого рода работ следует в первую
очередь отнести труды1 Е. Азара, Дж. Александера, Ф. Дьюкса, Дж. Коукли, Б. О'Лиари,
Р. МакГарри,' М. Раби, Л. Рангараджана, Дж. Ричардсона, М. Росса, Дж. Ротмана, Дж.
Рубина, К. Руперсингхе, Т. Саати, К. Де Сильвы, Дж. Толанда и др. Таким образом,,
современные зарубежные работы по этноконфликтологии имеют прежде всего
прикладной характер, и этап развития этноконфликтологии в 1990-е годы
можно
обозначить как прикладной, или технологический. 
Итогом нескольких десятилетий эмпирического и теоретического поиска
стало
формирование ряда этноконфликтологических школ. В различных работах эти школы
определяются по-разному. В наших работах мы предложили выделить следующие школы,
точнее, традиции в этноконфликтологии: 
1.
«реалистическая» традиция в этноконфликтологии, восходящая к аналогичной
традиции общей конфликтологии (Л. Коузер, К. Боулдинг и др.), многочисленные
сторонники которой утверждают, что в основе этнических конфликтов, как и других
социальных конфликтов, лежит борьба за овладение материальными ресурсами, за
Hosted by uCoz