Navigation bar
  Print document Start Previous page
 4 of 14 
Next page End  

власть ради достижения экономических целей
и что за национально-этнической
формой социальной борьбы необходимо искать подлинные материальные мотивации.
Популярность этой школы в зару- бежной этноконфликтологии пришлась на 1970-е -
первую половину 1980-х гг., но она имеет немало сторонников и поныне;
2.
«эволюционистская» традиция в этноконфликтологии, сторонники которой считают,
что причины этнических конфликтов коренятся в постоянно меняющейся этнической
стратификации общества. К этой традиции можно отнести многочисленных
сторонников статусных концепций этнического конфликта;
3.
социально-психологическая традиция в этноконфликтологии, имеющая немалр
спецификаций и в основе которой лежит преимущественно методология фрейдизма;
4.
антропологическая традиция в этноконфликтологии, в рамках которой можно
выделить два основных течения – культурно-антропологическое и
социобиологаческое. Сторонники первого исходят из того, что глубинные источники
конфликтов коренятся в культурных особенностях народов, в их ценностных
системах; сторонниками социобиологического течения многие компоненты поведения
людей в этнических конфликтах рассматриваются как нормативные,
детерминированные природой человека [6].
Как это обычно бывает в подобных случаях, каждая из этих школ внесла и продолжает
вносить новое знание в научный поиск, и в основе каждого из течений лежат
определенные эмпирические обобщения, делающие теоретические выводы авторов более
аргументированными. В то же время изучение работ представителей разных школ и
течений свидетельствует об определенной редукционистской методологии, используемой
многими авторами, т. е. о стремлении к сведению многообразных причин и факторов,
детерминирующих этнические конфликты, к какому-либо одному, безусловно реально
существующему и, возможно, очень важному, но все же вряд ли единственному
основанию.
Представляется, что этническая конфликтология (как и конфликтология в целом) может и
должна развиваться не как совокупность школ и течений, не как просто
междисциплинарная (или, как иногда говорят, «адисциплинарная») отрасль знания, но и
как интегрирующая, объединяющая различные мировоззренческие и теоретико-
методологические подходы в единое целое.
2. Отечественная этноконфликтология: проблемы роста
Отечественная конфликтология стала развиваться в нашей стране с конца 1980-х - начала
1990-х гг. При этом, в отличие от зарубежной конфликтологии, именно отечественная
этноконфликтология сразу же заняла в нашей стране лидирующие позиции в структуре
становящейся конфликтологической науки, и лишь позднее стали формироваться другие
отрасли конфликтологии – политическая, юридическая, трудовая, рыночная и т. д.
Отличительной чертой становящейся отечественной этнической конфликтологии можно
считать то значительное внимание, которое уделялось и уделяется в работах
отечественных этноконфликтологов теоретико-методологическим аспектам анализа
этнических конфликтов. Среди них можно обозначить следующие.
1.
Проблема сущности этноса как социальной системы. Эта проблема в 1990-е гг.
неожиданно оказалась центральной и в зарубежной этноконфлик-тологии, о чем речь
пойдет ниже.
2.
Понимание сущности нации, ее природы, проблем национальной идентификации. Для
отечественной этноконфликтологии эта проблема оказалась одной из ключевых, и не
случайно на фоне обсуждения проблем этнических конфликтов в постсоветской
России с новой силой разгорелась дискуссия о сущности нации, тон которой задали
две известные статьи лидера т. н. «новой этнологической школы» В. А. Тишкова в
журнале «Вопросы философии» [7] и других изданиях. Значимость этой проблемы для
понимания природы этнических конфликтов в России, странах СНГ,
постсоциалистических странах Европы определяется прежде всего тем, что
Hosted by uCoz