Navigation bar
  Print document Start Previous page
 19 of 20 
Next page End  

Николай Петров: «Аутогенная тренировка для вас»
19
позволять им проявиться.
7. При воображении движения раствориться в нем, не думать о конечном результате.
Подробнее об использовании идеомоторных образов можно прочесть в книге А. В.
Алексеева (Алексеев А. В., 1985).
§ 21. ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
Хотя работа с высшей ступенью АТ не входит в программу нашего курса, мы сообщим
краткие сведения о ней, которые помогут выработать правильное отношение к зрительным
образам, возникающим во время занятий низшей ступени АТ.
Шесть стандартных упражнений АТ И. Г. Шульц называл низшей ступенью АТ и считал
ее подготовительным этапом для работы на высшей ступени.
Высшая ступень АТ (аутогенная медитация) позволяет, оперируя зрительными образами,
используя образное мышление, работать над глубинными психологическими проблемами,
вытесненными в область бессознательного конфликтами, лучше понять себя.
Признаками готовности к работе на высшей ступени являются:
а) спонтанно возникающие во время занятий АТ зрительные образы;
б) яркие, запоминающиеся сновидения, сопровождающиеся предчувствием заключенного
в них смысла и желанием понять его.
Подготовка к высшей ступени заключается в тренировке на удлинение времени
нахождения в аутогенном состоянии и на постепенное введение внешних помех. Это
необходимо для того, чтобы поток зрительных образов не прерывался из-за неспособности
долго находиться в аутогенном состоянии и не искажался под влиянием внешних помех.
Подробнее о работе со зрительными образами можно узнать из книги Г. Эберлейн
(Эберлейн Г., 1981).
Работу на высшей ступени аутогенной тренировки необходимо проводить под
руководством опытного психотерапевта, знакомого с этим методом.
§ 22. АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И МУЗЫКА
Любое применение посторонней речи и музыки нарушает принцип аутогенности
тренировки и превращает занятие в завуалированный сеанс гипноза. Это делает человека
зависимым от внешней помощи.
Мы рекомендуем применять музыку перед занятиями АТ для создания настроя на
занятие, для лучшего прочувствования, что такое покой и созерцание. Это может быть
полезным для людей активных, энергичных, имеющих малый опыт созерцания.
Чаще других мы используем произведения И, С. Баха:
1. Органная месса, часть 2, В ² 669-671 часть 3, В 676 часть 6, В 682 часть 8, В 686
Шмидера «Bach — Werke — Verzeichnis».
2. Хоральная прелюдия ми бемоль, В. 622 из «Органной книжечки».
3. Хоральная прелюдия, В.745.
4. Прелюдия и фуга соль минор, В. 558. 5 Сюита для оркестра ¹ 3 ре мажор, В. 1068,
часть 2 (ария).
§ 23 АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Многим людям освоить аутогенную тренировку легче, чем в дальнейшем регулярно ее
применять. Это происходит, как правило, оттого, что нам трудно отказаться от соблазна
решения своих проблем наскоком и не унывать от неудач. Помните, что неудачных занятий не
бывает, любое занятие приносит пользу. Например, вы не могли сосредоточиться на вводном
                                                
2
В — сокращенное название нумерации произведений И. С. Баха по тематическому указателю В.
Hosted by uCoz