Navigation bar
  Print document Start Previous page
 2 of 9 
Next page End  

не может быть ни выведен, ни сведен, ни объяснен. Естественно, что науч-
ная психология стремилась разоблачить этот "призрак", по выражению И.
М. Сеченова, свести его к каким-то материальным процессам. Но к каким
именно?
Большинство психологов XIX в. видели в "Я" чувственный образ,
формирующийся на основе самоощущений и закрепленных памятью ассо-
циаций. Так, Дж. Ст. Милль связывал появление "Я" с памятью о совершен-
ном действии. По мнению Ч. Пирса, "идея Я" возникает у ребенка в резуль-
тате ассоциации факта перемещения вещей с движением собственного тела,
которое осознается как причина перемещения. В. Вундт понимает "Я" как
чувство связи всех индивидуальных психических переживаний, придавая
особое значение в его генезисе кинестетическим ощущениям. Эта тенденция
имела материалистическую направленность, была ориентирована на экспе-
римент и способствовала развитию ряда важных исследований (например,
того, как человек осознает схему собственного тела). Особенно ценными в
этом плане были работы И. М. Сеченова.
"Ребенок, - писал Сеченов, - множество раз получает от своего тела
сумму самоощущений во время стояния, сидения, бегания и пр. В этих сум-
мах, рядом с однородными членами, есть и различные, специально характе-
ризующие стояние, ходьбу и пр. Так как эти состояния очень перемежаются
друг с другом, то существует тьма условий для их соизмерения в сознании.
Продукты последнего и выражаются мыслями: "Петя сидит или ходит".
Здесь Петя обозначает, конечно, не отвлечение из суммы самоощущений
постоянных членов от изменчивых... но мысли все-таки соответствует ясное
уже и в уме ребенка отделение своего тела от своих действий. Затем, а мо-
жет быть и одновременно с этим, ребенок начинает отделять в сознании от
прочего те ощущения, которые составляют позыв на действия; ребенок го-
ворит: "Петя хочет есть, хочет гулять". В первых мыслях выражается без-
различно состояние своего тела как цельное самоощущение; здесь же созна-
на раздельность уже двух самоощущений... Так как эти состояния могут
происходить при сиденье, при ходьбе и пр., то должно происходить соизме-
рение их друг с другом в сознании. В результате выходит, что Петя то чув-
ствует пищевой голод, то гуляльный; то ходит, то бегает - во всех случаях
Петя является тем общим источником, внутри которого родятся ощущения и
из которого выходят действия".
Однако ограниченность психофизиологического и ассоцианистского
подхода к проблеме "Я" состояла в том, что он не видел социальных аспек-
тов самосознания.
Разумеется, даже авторы классических робинзонад, не говоря уже о
психологах XIX в., прекрасно понимали, что человек живет в обществе и
зависит от него. Но общество, подобно пространству в ньютоновской физи-
ке, мыслилось лишь как условие, рамка, внешняя среда развития личности.
Содержание же рефлексивного "Я" казалось непосредственно данным (са-
мочувствие) или формирующимся в результате самонаблюдения. Но что
побуждает человека к саморефлексии, каковы критерии его самооценок и
почему он заостряет внимание на одних аспектах собственного опыта в
ущерб другим?
Человек осознает прежде всего такие свои свойства, на которые кто-то
или что-то обращает его внимание. Это верно даже относительно элемен-
тарных физических свойств. Замечено, что, рисуя словесный портрет друго-
Hosted by uCoz