Navigation bar
  Print document Start Previous page
 3 of 9 
Next page End  

го человека или автопортрет, Подростки значительно чаще, чем
дети и
взрослые, включают в эти описания свойства кожи. Дело в том, что появ-
ляющиеся в связи с половым созреванием изменения кожного покрова не-
вольно привлекают к себе внимание окружающих, доставляя подросткам
много неприятностей.
Уже простое описание, фиксация того или иного качества большей ча-
стью включает в себя момент оценки и сравнения. Вряд ли кто-нибудь из-
мерял длину своего носа в сантиметрах. Однако каждый знает, большой у
него нос или маленький, красивый или некрасивый. Постигается это путем
сравнения.
Прилежный, умный, сильный, красивый, вспыльчивый, послушный,
старательный - все эти определения имеют оценочный смысл и обязательно
предполагают сравнение с кем-то. Разграничить осознание многих своих
психических и даже телесных свойств от их социально-нравственной или
эстетической самооценки практически невозможно.
Хотя "образ Я" всегда включает в себя определенный набор компонен-
тов (представление о своем теле, своих психических свойствах, моральных
качествах и т.д.), их конкретное содержание и значимость варьируются в
зависимости от социальных и психологических условий и состояний. Кроме
того, человек не просто "узнает", "открывает", но и активно формирует себя.
Осознание каких-то своих способностей меняет его самооценку и уровень
притязаний, да и сами эти способности не только проявляются, но и форми-
руются в деятельности.
Уяснение этого постепенно подводило психологов, как ранее случи-
лось с философами, к пониманию социальной природы "Я". Первым шагом в
этом направлении было признание, что наряду с биологическим, телесным
"Я", к осознанию которого индивид приходит "изнутри", благодаря разви-
тию органического самочувствия, "образ Я" включает в себя социальные
компоненты, источником которых является взаимодействие индивида с дру-
гими людьми. Наиболее известным вариантом этой модели была теория
Уильяма Джемса. Джеме начинает с того, что разграничивает "познающее
Я", "поток сознающей мысли", которое он обозначает английским словом
"I" (буквально — "я", местоимение первого лица единственного числа), и
"эмпирическое Я", обозначаемое словом "me" (буквально - "меня", которое
не имеет в русском языке адекватной грамматической формы для передачи
его существительным). "Me" - это "общий итог всего, что человек может на-
звать своим, включая не только его собственное тело и психические силы,
но и все принадлежащее ему — одежду, дом, семью, предков и друзей, ре-
путацию, творческие достижения, земельную собственность и даже яхту и
текущий счет". "Эмпирическое Я" Джемс в свою очередь подразделяет на
три компонента: "материальное Я" - тело, одежда, собственность; "социаль-
ное Я" — то, чем признают данного человека окружающие (каждый человек
имеет столько разных "социальных Я", сколько существует отдельных групп
или кружков, о мнении которых он заботится); "духовное Я" — совокуп-
ность психических способностей и склонностей.
При всей "буржуазности" этой модели, в которой текущий счет - такой
же важный компонент "Я", как и тело, включение в нее социальных харак-
теристик было, несомненно, шагом вперед. В буржуазном обществе собст-
венность, имущественное положение и вправду составляют важный компо-
нент личности и ее самосознания (вспомним блестящие рассуждения К.
Hosted by uCoz