Navigation bar
  Print document Start Previous page
 5 of 9 
Next page End  

ются для него другие индивиды. Объектом же для себя он может стать, при-
няв отношения к себе других индивидов, в рамках той совместной обще-
ственной деятельности, в которую они вовлечены". Чтобы успешно взаимо-
действовать с другими людьми, необходимо предвидеть реакцию партнера
на то пли иное твое действие. Рефлексия на себя есть, по сути дела, не что
иное, как способность поставить себя на место другого, усвоить отношение
других к себе.
Простейшей моделью этого процесса может служить, по Миду, психо-
логия детской игры. Сначала ребенок просто подражает поведению окру-
жающих его людей. Он выступает то в роли воспитателя, делая кому-то за-
мечания, то в роли воспитуемого - сам исполняет только что данные указа-
ния. Но эти сменяющиеся роли еще не интегрированы в определенную сис-
тему. В каждый данный момент ребенок представляет себя кем-то другим.
Отсюда -  внешняя непоследовательность его действий, которые можно по-
нять, только зная, кем он себя в данный момент воображает и как он опре-
деляет свою роль. Он может воображать себя не только человеком, но и жи-
вотным и даже неодушевленным предметом (например, паровозом). В от-
ношениях с людьми ребенок не столько "принимает роль" другого (ставит
себя на его место), сколько идентифицируется с ним, усваивая при этом и
его отношение к себе, либо столь же однозначно приписывает другому свои
собственные мотивы.
По мере усложнения игровой деятельности ребенка круг его "значи-
мых других" расширяется, а его отношения с ними становятся все более из-
бирательными. Это требует и более сложной внутренней регуляции поведе-
ния. Чтобы участвовать в коллективной игре (например, в футбол), ребенок
должен усвоить целую систему правил, регулирующих отношения между
игроками, и уметь сообразовать своп действия со всеми другими членами
команды. Это значит, что он ориентируется уже не на Отдельных конкрет-
ных других, а па некоего "обобщенного другого". Овладеть ролью вратаря -
значит усвоить правила игры и те ожидания (экспектации), которые предъ-
являются к вратарю всеми членами команды. Соответственно и самооценка
себя в роли вратаря (хороший я вратарь или плохой) зависит от того, на-
сколько данный индивид отвечает этим ожиданиям. Но эта закономерность
существует не только в игре. Человек в принципе не может осознать и опи-
сать себя без помощи категорий, обозначающих его пол, возраст, социаль-
ную принадлежность, род занятий, семейное положение и т. д. Каждая такая
характеристика ("мужчина", "взрослый", "учитель", "отец") обозначает за-
нимаемую индивидом социальную позицию и связанную с этим систему
взаимных ожиданий.
В концепции Мида "Я" предстает как производное от группового
"Мы", которое оно косвенно включает в себя, причем содержание "Я" обу-
словлено уже не мнениями других людей, а реальными взаимоотношениями
с ними, их совместной деятельностью. Кроме индивидуальных "значимых
других" появляется обобщенный,
"генерализованный другой", которым мо-
жет быть не только семья или игровая группа, но и общество в целом. "Ин-
дивидуальное Я", подчеркивал Мид, по просто "включает" в себя отдельные
социальные компоненты, но все оно целом "есть по самой сути своей соци-
альная структура, вырастающая из социального опыта".
Описание личности и ее "Я" через групповые принадлежности и соци-
альные роли, по сути дела, лишь переводит на язык психологии то, к чему
Hosted by uCoz