Navigation bar
  Print document Start Previous page
 8 of 9 
Next page End  

персонифицированные деньги (золото). "Как только голова сахара становит-
ся золотом, продавец становится покупателем. Эти определенные общест-
венные роли вытекают отнюдь не из человеческой индивидуальности вооб-
ще, но из меновых отношений между людьми, производящими свои продук-
ты в форме товаров. Отношения, существующие между покупателем и про-
давцом настолько не индивидуальны, что они оба вступают в них лишь по-
скольку отрицается индивидуальный характер их труда, именно поскольку
он, как труд не индивидуальный, становится деньгами". Но эти безличные
экономические роли не являются чем-то абсолютно противоположным ин-
дивидуальности, поскольку эти роли, как и эта индивидуальность, - продукт
истории. "...Эти экономические буржуазные роли покупателя и продавца...
суть необходимое выражение индивидуальности на основе определенной
ступени общественного процесса производства".
И так обстоит дело не только в практике, но и в самосознании. Лич-
ность не может определить себя безотносительно к системе своих "соци-
альных ролей"; она может сливаться, идентифицироваться с ними или от-
страняться, дистанцироваться от них, даже противопоставлять себя им, но
во всех случаях при определении своего "Я" они как бы служат для лично-
сти точкой отсчета.
Чем богаче структура жизнедеятельности индивида, чем шире круг
его социальных принадлежностей, тем более сложным и дифференциро-
ванным будет его самосознание.
Во-первых, человек сталкивается с тем, что его разные обязанности и
роли, например, профессиональные и семейные, не совпадают, а иногда и
противоречат друг другу. Эти межролевые конфликты активизируют ра-
боту самосознания, побуждая личность иерархизировать разные аспекты
своей жизнедеятельности, соподчинять их соответственно какой-то шкале
ценностей.
Во-вторых, каждая "социальная роль" есть отношение, которое его
участники могут определять по-разному (например, требования, предъяв-
ляемые к учителю школьной администрацией, коллегами, родителями и
учениками, могут существенно расходиться). Эти внутриролевые кон-
фликты предполагают необходимость самостоятельного, индивидуального
определения собственной роли со всей вытекающей отсюда мерой ответст-
венности.
В-третьих, неодинаково сами отношение индивида к выполняемым
ролям: одни функции и виды деятельности переживаются и осознаются как
органические, неотделимые от собственного "Я", другие - как более или
менее внешние, периферийные, "искусственные". Степень психологическо-
го отчуждения индивида от своих "ролей" зависит от многих причин как
социального, так и психологического характера.
Социально-психологический подход к личности, предложенный инте-
ракционистами, несомненно, открыл новые перспективы для изучения про-
блемы "Я". Однако ему свойственна известная односторонность.
Как справедливо отмечал Л. С. Выготский, "личность становится для
себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других... За
всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные
отношения, реальные отношения людей". Функции самосознания Выготский
называл "третичными" функциями, имея в виду, что они производны как от
непосредственного социального общения личности, так и от ее уже интер-
Hosted by uCoz