Navigation bar
  Print document Start Previous page
 9 of 9 
Next page End  

норизованных и в этом смысле "вторичных" психических функций. Инте-
ракционисты же видят преимущественно первое -
непосредственное меж-
личностное общение, оставляя в тени как биологические основы индивиду-
альности, так и более широкие социальные детерминанты, в частности
предметное содержание деятельности личности.
Именно эти упущения интеракционизма и стали в первую очередь
предметом критики со стороны марксистской социологической и психоло-
гической науки. Социологи-марксисты подчеркивают неправомерность све-
дения социальных детерминант личности и ее самосознания к непосредст-
венному взаимодействию индивидов, необходимость учитывать разную
объективную значимость, соподчиненность и "ранг" усваиваемых инди-
видом "ролей". Психологи же выступают против недооценки Мидом и его
последователями эмоциональных предпосылок самосознания, телесных пе-
реживаний и самоощущений. Представители французской школы генетиче-
ской психологии (Анри Баллон, Рене Заззо и его сотрудники) подчеркивают,
что генезис самосознания, будучи в целом социальным процессом, имеет,
однако, и биологические предпосылки, особенно заметные при изучении
эмоциональных аспектов "Я" (самочувствие, самоощущение), в частности
развития "чувства Я". Эта сторона дела особенно важна для понимания фи-
логенеза самосознания.
Уяснение многогранности проблемы способствовало дальнейшей
дифференциации тематики психологических исследований, посвященных
генезису самосознания в целом и представлений индивида о самом себе², а
также совершенствованию их методологии и техники.
                                                                
1
Для обозначения данного явлении в психологической литературе используется це-
лый ряд терминов: "идея Я", "образ Я", "понятие Я", "Я концепция".  Одни авторы упот-
ребляют их как синонимы, другие пытаются установить их иерархию по степени обобщен-
ности и устойчивости: "образ Я" обозначает нечто зависящее от ситуации, "понятие Я"
мыслится как устойчивая структура самосознания и т. д. Поскольку возможность строгого
разграничения смысла этих терминов представляется сомнительной, для обозначения пред-
ставлений индивида о самом себе в дальнейшем изложении мы будем пользоваться соби-
рательным термином "образ Я".
Hosted by uCoz