можно снизить, уменьшая дисперсию внутри выборки или усиливая эксперим. воздействие.
Поскольку вероятность ошибки одного рода уменьшается по мере увеличения вероятности
ошибки др. рода, исследователь должен решить, какая из них в данной ситуации предпочтительнее. В
тех случаях, когда категоризация случайного различия как истинного обходится слишком дорого,
может быть выбран консервативный подход, состоящий в установлении более низкого уровня
значимости. Наоборот, в тех случаях, когда было бы накладно проглядеть любые многообещающие
«вести», может устанавливаться более высокий уровень значимости, с тем чтобы уменьшить
вероятность ошибки II рода.
Мощность статистического критерия определяется вероятностью правильного отклонения
гипотезы об отсутствии различия. Она равна 1 минус вероятность ошибки II рода. Мощность
статистического критерия можно увеличить с помощью вышеупомянутых методов уменьшения
вероятности ошибки II рода.
Статистическая значимость не яв-ся синонимом практ. значимости. Решение о практ. значимости
принимается независимо от статистических методов и только теми, кто хорошо разбирается в
специфической ситуации, в к-рой результаты исслед. могли бы найти применение.
См. также Методология (научных) исследований, Статистический вывод
Дж. К. Локвуд
Проверка нулевой гипотезы (null hypothesis testing)
Научное исслед. начинается с идеи о том, что определенное утверждение, вероятно, истинно.
Это утверждение, независимо от его формы или сложности, наз. первоначальной (исходной) гипотезой.
Каждое такое утверждение допускает противоположное утверждение, наз. нулевой гипотезой.
При анализе полученных в исслед. данных принимается решение либо отвернуть, либо принять
нулевую гипотезу. (Строго говоря, нулевая гипотеза в действительности не принимается; нам просто не
удается ее отвергнуть. Это различие часто смазано.)
Рассмотрим следующее утверждение: при воздействии А меньше людей будет удовлетворять
заданному критерию (чему-то научится, выздоровеет, получит вознаграждение), чем при воздействии В.
В этом случае нулевая гипотеза может звучать так: доля лиц, удовлетворяющих критерию в группах А и
В, одинакова. Ее невозможно подтвердить собранными фактами. Наступает момент, когда одной
интуиции недостаточно: требуется их специальный анализ, осн. на теории вероятностей.
Наш поясняющий пример дает возможность обозначить следующие осн. принципы и термины.
1. Люди составляют выборку из более широкой (генеральной) совокупности. Нулевая гипотеза
относится к этой совокупности, а не к выборке. Применительно к генеральной совокупности данная
гипотеза о полном отсутствии различий является либо истинной, либо ложной.
2. Различие значимо, если вероятность его получения в выборке при условии истинности
нулевой гипотезы достаточно мала.
3. Исследователь решает, будет ли результат достаточно значимым, рассматривая риск ошибки
двоякого рода. Существует 4 возможных варианта такого решения: а) правильно принимается истинная
гипотеза; б) ошибочно отклоняется истинная гипотеза (ошибка I рода); в) ошибочно принимается
ложная гипотеза (ошибка II рода); г) правильно отклоняется ложная гипотеза. При принятии решения
исследователю следует учитывать относительную важность двух этих ошибок и соотв. им вероятности,
а не бездумно принимать ошибку I рода равной 0,05 или менее как значимую.
4. Нулевая гипотеза всегда яв-ся ненаправленной, тогда как исходная гипотеза может быть как
ненаправленной, так и направленной. При этих условиях (направленная или ненаправленная исходная
гипотеза) могут существовать нек-рые разногласия по поводу определения уровней значимости.
См. также Проверка гипотезы, Вероятность, Статистический вывод, Статистика в
психологии
Р. М. Гийон
Прогноз академической успеваемости будущих студентов (college academic prediction)
Термином college academic prediction принято обозначать процедуру прогнозирования
успешности или неуспешности конкретного лица в обучении на основе информ., имеющейся на момент
поступления в колледж. Различные ин-ты и исследователи используют с этой целью различные
комбинации оценок из школьных аттестатов, тестов способностей, тестов достижений и тестов
|