людям улучшить свои интеллектуальные навыки. Одним из таких проектов является Программа
развития и обогащения взрослых (Adult Development and Enrichment Project, ADEPT). Эти исследователи
сфокусировали внимание на навыках, необходимых для выполнения заданий, предназначенных для
измерения флюидного интеллекта (G
f
), к-рый типично снижается с увеличением возраста. Сравнивая
пожилых людей, прошедших курс такого обучения, с теми, кто его не получил, и с теми, кто просто
тренировал свои интеллектуальные навыки (не получая никакого обучения), они пришли к выводу, что
пожилые люди действительно могут улучшить свои интеллектуальные навыки. Они обосновали выводы
об эффективности своей программы на данных, свидетельствующих об а) иерархическом характере
переноса и б) сохранении эффектов обучения во времени. Иерархический характер переноса
предполагает, что тесты, измеряющие G
f
(задача ближнего переноса), должны затрагиваться обучением
в наибольшей степени, а тесты, измеряющие кристаллизованную способность Gc
(задача дальнего
переноса), в наименьшей степени. У тех, кто просто имел возможность практиковаться в решении
заданий, измеряющих G
f
,
иерархический характер переноса G
f
vs. Gc
не был обнаружен. Кроме того,
величина эффектов обучения была больше у участников обучающей программы, чем у членов
контрольной группы, к-рым предоставлялась возможность практиковаться в решении заданий без к.-л.
специального обучения. Эти эффекты сохранялись в течение месяца после обучения и неск. снизились
через 6 мес. после его окончания.
Действительно, данные обучения, к-рые собрали Шайи и Уиллис в отношении первичных
умственных способностей (ПУС), показали, что обучение может, по-видимому, полностью обратить 14-
летнее снижение результатов выполнения теста ПУС. У тех, кто был участником неск. последующих
программ обучения с 7-летним интервалом, результаты выполнения интеллектуальных тестов по-
прежнему превосходили результаты исходного тестирования 7-летней давности.
Хейслип обнаружил, что снабжение пожилых людей приемами снижения тревоги, такими как
замещение пораженческих высказываний формулами внушения успеха и релаксация, было почти столь
же эффективным, как прямое обучение на основе конкретных правил, а для тех, кто вообще не
участвовал в обучающих программах, оказалось даже эффективнее. Кроме того, тренировка, по-
видимому, помогала всем людям, независимо от того, обучались они по специальным программам или
нет.
Др. способ улучшить результаты интеллектуальной деятельности пожилых людей дать им
возможность самим выработать стратегии решения задач вместо того, чтобы формально обучать их с
помощью инструктора. Исслед. показывают, что даже при отсутствии четкой инструкции и обратной
связи пожилые люди в этих условиях могут успешно справиться с заданиями.
Т. о., совр. исслед. показывают, что есть неск. способов обеспечить сохранение
интеллектуальных навыков у пожилых людей. Однако вопрос о широте этих эффектов обучения, равно
как и вопрос о том, реагируют ли люди одинаково на каждый тип вмешательства или эффективнее
действует какое-то сочетание вышеупомянутых подходов, все это вопросы, на к-рые еще предстоит
дать ответ. Т. к. не все пожилые люди одинаково относятся к обучению, следует ожидать появления
индивидуальных различий в эффектах обучения, равно как и нек-рой типической специфичности в их
реакциях на отдельные виды вмешательств.
Накопленные данные свидетельствуют о том, что когнитивное старение не обязательно
характеризуется спадом и что пожилые люди могут продолжить свой интеллектуальный рост. Чтобы
оптимизировать свою интеллектуальную деятельность, они могут использовать ряд стратегий,
помогающих им компенсировать снижение интеллектуальных навыков, вызванное болезнью или
длительным неупотреблением.
Данные, приводимые в работах но тренировке памяти, столь же оптимистичны. Вмешательство
на процессуальном уровне, где оно может сосредоточиваться на дефицитарности кодирования и
извлечения (воспроизведения) информ., по-видимому, эффективно в том, что касается улучшения
кратковременной памяти у пожилых людей. Кроме того, обеспечение условий, при к-рых
воспроизведение предваряется достаточным обучением, темп решения мнемической задачи
индивидуально регулируется, а используемый материал знаком, конкретен и, следовательно, легче
организуется, видимо, тоже способствует повышению эффективности тренировки памяти. Хотя у
пожилых людей обнаруживаются индивидуальные различия в эффективности тренировки памяти, есть
нек-рые доказательства того, что методы тренировки памяти вряд ли используются этими «учениками»
самопроизвольно. Вероятно, наилучший результат дает подход «ученик-в-контексте», объединяющий
факторы среды, решаемых задач и особенностей конкретного человека, в числе к-рых учитываются
цели и ценности ученика, а тж значение, придаваемое им улучшению своих навыков.
|