яв-ся первичное обучение, такое как профориентация, профобучение и повышение квалификации.
Однако на практике, мн. инвалиды выбирают из имеющихся в наличии ресурсов, чтобы удовлетворить
свои личные потребности, часто не принимая во внимание ни подобные официальные определения, ни
рекомендации специалистов.
Индивидуальная практика искажает статистические тенденции и лишает точности определения.
Однако за ней стоят определенные причины. Она отражает практ. соображения. Чел. может предпочесть
одну программу др. из-за близости места учебы. Др. причиной м. б. чувство стыда, связанное с П. р. и
недееспособностью, вынудившей чел. ее проходить. Ольшански высказывает предположение, что
инвалид часто страдает от чувства стыда не в какой-то одной его форме, а от множества его
разновидностей, связанных с внешними физ. недостатками, стереотипными представлениями о людях,
получающих соц. помощь, и даже с аттитюдами в отношении расовой принадлежности, цвета кожи или
религиозных убеждений. В то время как достижения медицины и науки продолжают способствовать
увеличению продолжительности жизни, будет все больше расти потребность в П. р., направленной на
повышение качества более долгой жизни инвалидов.
С. Берент
Профессиональная этика (professional ethics)
Этика представляет собой совокупность норм, к-рые регулируют личное и профессиональное
поведение и разраб. в большинстве случаев для защиты потребителей услуг, специалистов, орг-ций,
участников исслед., профессиональных групп и об-ва в целом.
Можно организовать этические нормы вокруг чел. или группы, по отношению к к-рым возникает
ответственность специалиста, либо вокруг широких классиф. принципов. В любом случае нормы, как
правило, яв-ся, скорее, общими направляющими линиями для принятия решений относительно этичных
действий как до, так и после того, как они имеют место, чем набором правил для всех возможных
профессиональных ситуаций. Когда этические нормы вырабатываются профессиональными орг-циями,
то следование этим нормам становится одним из условий принадлежности к этим орг-циям. В таких
случаях нормы становятся основой для официального рассмотрения вопросов предполагаемого
неэтичного поведения.
Системы этических принципов осн. на целях, задачах и фундаментальных ценностях конкретных
профессий. Не столь весомые как гражданское или уголовное право, они все же могут служить
руководящей линией для разраб. законодательства или для определения в ходе гражданского
разбирательства, были ли нарушены принятые нормы практики. Этические принципы обычно
периодически пересматриваются, отражая развитие профессии, изменение норм об-ва в целом или рез-
ты судебных решений.
В 1953 г. были опубликованы первые официальные этические стандарты Американской психол.
ассоц. (АПА), к-рые с тех пор неск. раз пересматривались.
Первая сфера «ответственность» обращает особое внимание на то, что психологи должны
быть чрезвычайно чувствительны к потенциально возможным конечным рез-там своих
профессиональных действий.
Принцип «компетентности» подчеркивает, что психологи должны заниматься профессиональной
деятельностью только в тех областях, в к-рых они, несомненно, обладают знаниями, умениями,
подготовкой и опытом.
Принцип «моральных и правовых норм» требует от психологов знания норм поведения,
существующих в об-ве, и использования этой информ. при разраб. собственных систем личных и
профессиональных ценностей и поведения.
Принцип, управляющий «самопрезентациями», определяет способы предоставления орг-цией
либо специалистами сведений о своей профессиональной квалификации, участии в профессиональных
сообществах и своих функциях.
Принцип «конфиденциальности» яв-ся неотъемлемой частью эффективной психол. практики.
Сведения, предоставленные психологу в контексте профессиональных отношений, никоим образом не
должны передаваться др. лицам в любой форме без согласия заинтересованного лица, если не возникает
очевидной опасности для кого-либо др.
В целях защиты прав тех, кто прибегает к психол. услугам, разраб. принцип, касающийся
«благополучия потребителя».
Принцип, касающийся «профессиональных взаимоотношений», обращает внимание на
|