психич. заболевания вызываются физ. нарушениями в мозге оказалась столь же новой и столь же
игнорируемой, - как гелиоцентрическая гипотеза Аристарха.
XI в. представлен двумя известными фигурами. Мед. мантия Авиценны перешла к Маймониду
(11351204 гг.). Его труды носят явный отпечаток воззрений Гиппократа, Галена и Авиценны, хотя он
и сам оказал значительное влияние на европейскую медицину. Маймонид затрагивал проблемы
душевных болезней, классифицируя «психич. предрасположенность» среди «моральных изъянов».
Малоизвестной фигурой яв-ся Роже Фругарди, предложивший в 1150 г. технику трепанации.
Событием в истории психиатрии стало основание первой психиатрической больницы в испанском
городе Валенсии в 1410 г. В Испании появились все 3 первые психиатрические больницы вторая в
Сарагосе и третья в Гранаде.
Парацельс и эпоха Возрождения
Одной из наиболее выдающихся фигур в истории медицины, оказавшей большое влияние на
развитие психиатрии, был швейцарский врач и алхимик, известный как Парацельс («лучший, чем
Цельс»), труды к-рого ознаменовали резкий переход от ятрохимии (алхимии) к химии. Убежденный
мистик и астролог, он верил в 4 гуморальные жидкости древних греков и 3 элемента арабов (ртуть, сера
и соль) и провел большую часть своей жизни в поисках философского камня. Парацельс выдвинул 3
возражения против медицины Галена: а) она была слишком негибкой и систематизированной, жестко
придерживаясь биогенной модели; б) она исключала все «психол.» аспекты индивидуума, сводя все к
неподвергаемому сомнению действию гуморальных жидкостей, и в) она представляла консервативные
корпоративные интересы, защищая респектабельность мед. профессии.
Авторитетным текстом о душевных болезнях во времена Парацельса был Malleus maleficarum
(«Молот ведьм»). Malleus таleficarum был в существенной мере продуктом буллы папы Иннокентия
VIII. За двухсотлетний период книга выдержала в Европе 30 изданий, процветая в эпоху Ренессанса
период, в иных отношениях характеризующийся возрождением и расцветом иск-в и наук.
Согласно определению Парацельса, здоровье и болезнь зависят от пяти сфер: ens astrale
(небесные тела или ход времени; фатальных на данный момент болезней можно будет избежать завтра);
ens veneni (окружающая среда, предоставляющая как пищу, к-рая питает, так и яды, к-рые убивают); ens
naturale (индивидуальная «природа», или личность), ens spirituale (духовная сфера, или душа, к-рая
может привести к психич. заболеванию или защитить от него) и ens Dei (сфера Бога).
Парацельс революционизировал психиатрию, впервые предложив подход описания наблюдений
для понимания П. б. Он этиологически связал травму черепа с параличом, кретинизм с дисфункцией
щитовидной железы и сексуальность с истерией. Он отказался от признания божественного
вмешательства святого Витта в этиологию эпилепсии и, вероятно, первым признал роль
бессознательных сил (unwissende)
в возникновении болезни. Парацельс различал между
«естественными» физ. болезнями и психологическими (spiritus vitae). Он первым заговорил о понятии
индивидуальной личности (individual personality)
концепция, к-рая формально не разрабатывалась
вплоть до середины XIX в.
См. также Мышление Галилея/Аристотеля, Средневековое мышление, Суеверие, Колдовство
Р. А. Прентки
Психическое исследование (psychic research)
П. и. это вызывающее неоднозначную реакцию изучение таких явлений как спиритизм,
телепатия, ясновидение, телекинез и предзнание. Иногда под этим термином понимается более
широкий круг оккультных явлений, как например, полтергейсты, НЛО, лозоискательство,
реинкарнация; однако, мн. сторонники П. и. не считают их предметом своего изучения.
Если говорить об истории П. и., то они появились в начале XIX в. среди круга людей,
обеспокоенных ослаблением религии и верящих в загробную жизнь. Наука разрушила веру в
традиционное христианство, и тогда они обратились к науке, чтобы доказать реальность того, что для
них было главным принципом религии дальнейшего существования души после смерти. Основой для
этого стало квазирелигиозное движение спиритизм. Вместо христианской концепции рая и ада
медиумы-спириты говорили о многоуровневой загробной жизни, предполагая дальнейшее духовное
развитие души после смерти. Медиумы-спириты, большинство из к-рых были откровенными
мошенниками, заявляли, что они способны общаться с усопшими, «доказывая» тем самым
существование души и вечной жизни.
Энтузиасты П. и. начали изучать медиумов, привидения и прочие доказательства существования
|