тем, что он называл «гипноидным» психич. состоянием, и бодрствующим сознанием к.-л. связь просто
отсутствует. Он считал, что реальная травма напр. соблазнение девочки ее отцом происходила в
таком гипноидном состоянии психики и «забывалась».
Со временем Фрейд попытался согласовать свою новую модель с более старой, физиолог.
теорией. Он был абсолютно убежден в том, что «отщепление» психич. содержании часто
«превращающихся» («converted»)
в симптомы в случаях истерии имеет глубокую мотивацию, а не
яв-ся всего лишь следствием отсутствия связи между психич. состояниями. Гораздо важнее, чем
этиология истерии, для него была растущая убежденность в том, что аналогичные защитные процессы
яв-ся тж и частью психологии обычного нормального человека, у к-рого могут отсутствовать симптомы,
но к-рый делает оговорки, шутит и к-рому снятся сны.
На протяжении этой первой фазы развития П. (до 1896 г.) Фрейд пришел к смелому, и позднее
жестоко оспариваемому заключению о том, что этиология истерии яв-ся психологической, а не
«неврологической». Он начал развивать гипотезу о том, что существуют 3 осн. детерминанты истерии:
психол. травма, конфликт аффектов и нарушения в сфере сексуальности.
«Психозы защиты» (The psychoses of defense)
вышли в свет в 1896 г. Эта статья знаменовала
собой начало П., хотя сам Фрейд еще не пустил это слово в обращение. Теория этой первой фазы
потерпела крах, когда Фрейд обнаружил, к своему ужасу, что рассказы его пациенток о насилии,
учиненном над ними в детстве, были не сообщениями об их реальном опыте, а фантазиями.
Вторая фаза
Вторая фаза психоан. исслед. началась, когда Фрейд отказался от официальных методик гипноза
и ввел свой метод свободных ассоциаций. Его пациент, лежащий на кушетке, получал от сидевшего за
ним на стуле Фрейда указание говорить обо всем, что придет на ум, без к.-л. цензуры со стороны
сознания.
Он использовал этот метод для проникновения в механизмы души, исходя из предположения о
том, что если добровольно отказаться от цензуры сознания, то внутреннее сопротивление (это понятие
здесь используется не в смысле желания упрямства, а так, как его используют в электротехнике)
уменьшится, и т. о. станет возможно познакомиться с «вытесненным» материалом или, по крайней
мере, с его производными. Фрейд полагал, что теория П. была попыткой учесть «факты переноса и
сопротивления». Именно метод свободных ассоциаций, особенно расшифровку сновидений, Фрейд
использовал для самоанализа и позднее в его классическом случае с «Дорой».
Состояния сновидения дают блестящий шанс исследовать различия между процессами
логического мышления («вторичными процессами мышления») и алогичными процессами
(конденсированными или смещенными) сновидений, шуток и стихотворений.
С самого начала Фрейд пытался возвести здание своей общей теории челов. души на «психол.
почве» и освободить теорию от ограничений биологии и неврологии того времени. На самом деле,
несмотря на частые поразительные успехи гипнотическо-катартического «лечения словом» на первом
этапе своей работы (на к-ром и заканчивается знакомство мн. людей, включ. клиницистов, с П.), Фрейд
всегда верил, что его открытия могли бы сыграть более выдающуюся роль в развитии науки, и не быть
просто способом терапии.
Во второй фазе развития П., начавшейся примерно в 1897 г. и закончившейся в 1923 г., Фрейд
упорно занимался не только вопросами «инстинктов и их превращений», но и центральной проблемой
возможного источника той динамической (защитной/ вытесняющей) силы, к-рая регулярно (и у
больных, и у здоровых людей) защищает болезненное содержание психики от осознания.
Третья фаза
В период между 1900 и 1923 гг. происходило организационное, теорет. и клиническое
расширение психоан. движения. В это же время произошли и осн. его расколы. В своей работе
«Толкование сновидений» Фрейд исследует универсальную способность снов «формировать новое
единство» из разрозненных элементов, «к-рые во время мышления в состоянии бодрствования мы
удерживаем в изолированном состоянии», т. е. сгущение, или конденсацию. Опять же, тот элемент,
к-рый не был следствием сновидных мыслей и «выглядит самой ясной» и т. о. самой важной чертой
явного содержания сна (и наоборот), он называл смещением. Эти явления конденсация, смещение и
символизация характеризуют тот вид мышления, в к-ром нет места формальной логике: это язык и
синтаксис поэзии, мифа, магии, мистицизма и психоза ужасающий первичный процесс. Первичный
процесс находится в противоречии с более знакомым вторичным процессом, управляемым законами
логики. Позднее Фрейд связал вторичный процесс с «принципом реальности».
В 1923 г. работа Фрейда «Я и Оно» ознаменовала вступление П. в третью фазу. В этой книге
|