К 1936 г. осн. теорет. нити П. были вплетены в американскую психиатрию усилиями Г. С.
Салливана. Лишение самоуважения стало для него осн. проблемой и из-за его психоан. исслед.
шизофренических процессов его прозвали «теоретиком одиночества».
Значение вклада терапевта в транзакцию с пациентом (контрперенос) лишь мельком было
упомянуто Фрейдом (1910, 1915). Г. С. Салливан, вслед за Ш. Ференци, утверждал, что величайший
вклад Фрейда заключается в «постулировании бессознательного», добавив в 1937 г. «наблюдатели, к-
рые становятся все пристальнее в своих наблюдениях, должны плакать». Под влиянием У. А. Уайта и
швейцарского психобиолога А. Манера, Салливан решительно отошел от ортодоксального П.,
обратившись к «американской» психиатрии.
Карен Хорни (18851952), подобно Салливану, главный акцент делала на соц.
(межличностном), и, предпочитая генетические объяснения, она поставила в центр своей терапии «здесь
и сейчас». Как и Салливан, Хорни принижала значение теории инстинктов и сексуальности и, наряду с
Э. Эриксоном, хотя и не столь систематически, рассматривала людей конфигурационно
(configurationally). Осн. областью ее интересов была не теория, а терапия. Она занималась Я-образом и
структурой характера, обусловленными соц. орг-цией. Она утверждала, что обеспечение безопасности,
осуществляемое людьми, носит как защитный, так и приспособительный характер.
Э. Эриксон (1902-1992)
Эрик Эриксон пошел значительно дальше Фрейда. Он возродил традиции Фрейда благодаря
своим систематическим попыткам постичь одновременное взаимодействие и эволюцию
функционирования тела, души и об-ва на протяжении всей жизни человека и в процессе смены
поколений.
Биопсихосоциальная модель Эриксона служит центральной позицией для различных теорий
объектных отношений, равно как и нарождающихся в большом количестве систем и психологии Я. Весь
этот массив наблюдений на протяжении мн. лет оставался за пределами теорет. интересов психоан. Эго-
психологии. Клиницисты, разумеется, использовали все эти идеи в своей работе.
Резюме
Хотя популярность П. как метода исслед., терапии и теории идет на спад за пределами психоан.
кругов, осн. положения совершенной Фрейдом революции, так же как и последовавшей за этим
ревизии, начиная с конца XIX в. постепенно вошли в осн. русло не только психологии и психиатрии, но
и общественных и гуманитарных наук, педагогики и истории. К этим положениям относятся.
1. Постулат об уровне психич. процессов, недоступных непосредственному сознаванию, но
оказывающих видимое воздействие на опыт и поведение.
2. Понятие психол. защиты от страдания, уводящей психич. содержания от осознания и ищущей
альтернативные решения.
3. Биопсихосоциальная и эпигенетическая перспектива, согласно к-рой от начала и до конца
жизненного цикла (как и в череде поколений) «я» и «мы» (Я идентичность и групповая идентичность)
яв-ся продуктом одновременной эволюции тела, разума и об-ва.
4. Представление о том, что наряду с челов. склонностью к конфликтам, существует потенциал
для творческого синтеза, к-рый служит не только выживанию, но и подлинной адапт.
5. За принципом удовольствия стоит принуждение к повторению, к-рое означает настойчивые
попытки активно управлять тем, что было (болезненно) пассивно пережито.
Исходя из того, что революционные преобразования Фрейда привели к взаимопроникновению
психологического, технологического и политического в соц. жизни людей, совр. биопсихосоциальная
теория делает возможным изучение не только инноваций в терапии, но и альтернативных способов
разрешения внутренних конфликтов, межличностных и коллективных.
См. также Эриксонианские стадии развития, Теория Хорни, Теории личности,
Психоаналитические стадии, Интерперсональная теория Салливана, Теоретическая психология
М. Бренман-Гибсон
Психоаналитические стадии (psychoanalytic stages)
Психоаналитические, или психосексуальные стадии это стадии психосексуального развития,
постулированные Фрейдом для объяснения развития личности через изменения биолог.
функционирования индивидуума. Фрейд полагал, что центральной темой, проходящей через развитие
личности, яв-ся продвижение полового инстинкта через 4 универсальные стадии оральную,
анальную, фаллическую и генитальную. Две последние П. с. отделены друг от друга латентным
|