Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1051 of 1766 
Next page End  

К 1936 г. осн. теорет. нити П. были вплетены в американскую психиатрию усилиями Г. С.
Салливана. Лишение самоуважения стало для него осн. проблемой и — из-за его психоан. исслед.
шизофренических процессов — его прозвали «теоретиком одиночества».
Значение вклада терапевта в транзакцию с пациентом (контрперенос) лишь мельком было
упомянуто Фрейдом (1910, 1915). Г. С. Салливан, вслед за Ш. Ференци, утверждал, что величайший
вклад Фрейда заключается в «постулировании бессознательного», добавив в 1937 г. «наблюдатели, к-
рые становятся все пристальнее в своих наблюдениях, должны плакать». Под влиянием У. А. Уайта и
швейцарского психобиолога А. Манера, Салливан решительно отошел от ортодоксального П.,
обратившись к «американской» психиатрии.
Карен Хорни (1885—1952), подобно Салливану, главный акцент делала на соц.
(межличностном), и, предпочитая генетические объяснения, она поставила в центр своей терапии «здесь
и сейчас». Как и Салливан, Хорни принижала значение теории инстинктов и сексуальности и, наряду с
Э. Эриксоном, хотя и не столь систематически, рассматривала людей конфигурационно
(configurationally). Осн. областью ее интересов была не теория, а терапия. Она занималась Я-образом и
структурой характера, обусловленными соц. орг-цией. Она утверждала, что обеспечение безопасности,
осуществляемое людьми, носит как защитный, так и приспособительный характер.
Э. Эриксон (1902-1992)
Эрик Эриксон пошел значительно дальше Фрейда. Он возродил традиции Фрейда благодаря
своим систематическим попыткам постичь одновременное взаимодействие и эволюцию
функционирования тела, души и об-ва на протяжении всей жизни человека и в процессе смены
поколений.
Биопсихосоциальная модель Эриксона служит центральной позицией для различных теорий
объектных отношений, равно как и нарождающихся в большом количестве систем и психологии Я. Весь
этот массив наблюдений на протяжении мн. лет оставался за пределами теорет. интересов психоан. Эго-
психологии. Клиницисты, разумеется, использовали все эти идеи в своей работе.
Резюме
Хотя популярность П. как метода исслед., терапии и теории идет на спад за пределами психоан.
кругов, осн. положения совершенной Фрейдом революции, так же как и последовавшей за этим
ревизии, начиная с конца XIX в. постепенно вошли в осн. русло не только психологии и психиатрии, но
и общественных и гуманитарных наук, педагогики и истории. К этим положениям относятся.
1. Постулат об уровне психич. процессов, недоступных непосредственному сознаванию, но
оказывающих видимое воздействие на опыт и поведение.
2. Понятие психол. защиты от страдания, уводящей психич. содержания от осознания и ищущей
альтернативные решения.
3. Биопсихосоциальная и эпигенетическая перспектива, согласно к-рой от начала и до конца
жизненного цикла (как и в череде поколений) «я» и «мы» (Я идентичность и групповая идентичность)
яв-ся продуктом одновременной эволюции тела, разума и об-ва.
4. Представление о том, что наряду с челов. склонностью к конфликтам, существует потенциал
для творческого синтеза, к-рый служит не только выживанию, но и подлинной адапт.
5. За принципом удовольствия стоит принуждение к повторению, к-рое означает настойчивые
попытки активно управлять тем, что было (болезненно) пассивно пережито.
Исходя из того, что революционные преобразования Фрейда привели к взаимопроникновению
психологического, технологического и политического в соц. жизни людей, совр. биопсихосоциальная
теория делает возможным изучение не только инноваций в терапии, но и альтернативных способов
разрешения внутренних конфликтов, межличностных и коллективных.
См. также Эриксонианские стадии развития, Теория Хорни, Теории личности,
Психоаналитические стадии, Интерперсональная теория Салливана, Теоретическая психология
М. Бренман-Гибсон
Психоаналитические стадии (psychoanalytic stages)
Психоаналитические, или психосексуальные стадии — это стадии психосексуального развития,
постулированные Фрейдом для объяснения развития личности через изменения биолог.
функционирования индивидуума. Фрейд полагал, что центральной темой, проходящей через развитие
личности, яв-ся продвижение полового инстинкта через 4 универсальные стадии — оральную,
анальную, фаллическую и генитальную. Две последние П. с. отделены друг от друга латентным
Hosted by uCoz