Исследования в области психологического консультирования. Со временем произошли
существенные изменения в характере и тематике исслед. в области П. к. Наибольшее изменение
произошло в соотношении числа эмпирических исслед. и концептуальных или теорет. работ: в 1954 г.
это соотношение составляло 1:1, а в 1980-х годах на одно неэмпирическое исслед. приходилось уже
более девяти эмпирических работ. Др. изменение имело место в соотношении количества исслед.
результата и процесса консультирования: доля исслед. результата консультирования уменьшилась,
тогда как доля исслед. процесса существенно возросла и достигла 25% от общего числа таких исслед.
Количество исслед. процесса/результата консультирования также существенно увеличилось, и
журнальная статья становится основным видом печатной продукции процессуально ориентированных
исслед. в прикладной психологии. С годами произошло некоторое уменьшение доли исслед. в области
выбора профессий, отражая снижение значимости профориентационного аспекта в П.к., однако это
уменьшение компенсируется увеличением исслед., касающихся консультирования специфических
групп населения, в т. ч. и по вопросам трудоустройства. Наконец, исслед. социального влияния
занимают значительное место в текущих журнальных публикациях, что лишний раз свидетельствует о
той важной роли, какую процессуальная модель играет в современном П. к.
Произошло также повышение качества и специфичности исслед. в области П. к. В современных
исследованиях, по-видимому, значительно чаще используются многофакторные эксперим. планы,
применяются методы многомерной статистики, обеспечивается жесткий контроль эксперим. условий
для сведения к минимуму внешних источников дисперсии и изучается влияние специфических
вмешательств на строго определенные, конкретные характеристики изменяемого поведения. Все
возрастающее внимание уделяется тому, каким образом определенная методика, используемая
конкретным консультантом в работе с конкретным клиентом приводит, при определенных условиях, к
определенному результату.
См. также Развитие профессиональной карьеры, Консультирование, Профессиональное
консультирование
Т. Дауд
Психологическое тестирование: проблемы выживания (psychological testing:
its survival
problems)
П. т. широкое понятие, охватывающее все типы профессионально разработанных тестов для
оценки челов. способностей, достижений в обучении, умений, интересов, аттитюдов и личностных
свойств. Употребление этого термина не следует ограничивать, как это иногда ошибочно понимается,
только тестами, связанными с личностными свойствами и психич. адаптацией.
Исторически, П. т. тесно связано со становлением психологии как объективной и
ориентированной на количественные измерения научной дисциплины, пришедшей на смену той
субъективной и филос. области знания, какой она была на заре своего развития. П. т. оказалось первым
разделом в области психол. знания, успешно применившим психол. принципы к решению практ.
проблем. Его прикладное значение быстро возрастало по мере общественного признания и принятия П.
т. в качестве широко используемой процедуры.
До начала 1960-х гг. практически не возникало серьезных угроз для выживания П. т. в том виде,
как оно развивалось и использовалось. С т. зр. научных и профессиональных стандартов, для того
чтобы выжить, тест должен быть надежным и валидным. Средства обеспечения и контроля надежности
и валидности тестов были и по-прежнему остаются в руках их профессиональных разработчиков. На
заре возникновения психол. тестов подвергавшиеся психол. тестированию лица редко имели право
голоса. Это была лучшая пора для разработчиков и пользователей.
Конечно, на заре тестирования разворачивались горячие дискуссии в отношении психол. тестов
(в частности, тестов IQ). При этом, однако, не возникало таких бурных споров вокруг самих тестов,
какие разгорались вокруг проблемы интерпретации их результатов.
«Угрозы выживанию» психол. тестов начали проявляться по мере растущего и все чаще
выражаемого беспокойства со стороны людей в связи с соблюдением их нрав в различных ситуациях,
включ. те, в к-рых они могли получить отказ в приеме на работу или поступлении в вуз на основе
показателя психол. теста, или в к-рой ребенка могли лишить возможности обучения в обычной школе
по результатам теста. Акцент начал смещаться на те оценки по тесту, к-рые находятся ниже
определенного критического уровня (отсечки), людей волновала их обоснованность и
справедливость.
|