Р. Ландин
Психология денег (psychology of money)
В основе притягательности, к-рой обладают деньги практически во всех об-вах, лежит
приобретенный драйв. Драйв, или побуждение к получению денег обычно появляется довольно рано в
жизни человека обычно, как только дети обнаруживают, что деньги позволяют им достичь
несравнимо больше целей, чем любое др. средство. В результате множества жизненных событий, в к-
рых прямо или косвенно участвуют деньги, для большинства людей они приобретают ценность
подкрепления или внешнего стимула. Многие исследователи использовали в своих интересах всеобщую
привлекательность денег.
То, что деньги можно обменять на мн. виды товаров, услуг и привилегий, придает им значение
сильного возбудителя. Если участники эксперимента лишь минимально возбуждены (мотивированы),
как это бывает в начале исслед., введение фактора денег облегчает получение от них требуемого
поведения. Однако, если испытуемые уже достигли относительно высокого уровня возбуждения,
дополнительное возбуждение, вызываемое введением денежного вознаграждения, по-видимому,
оказывает отвлекающее воздействие и, следовательно, мешает выполнению эксперим. задания.
Фактор денег особенно полезен в экспериментах, поскольку их можно выразить в
количественных единицах. Кэллахан-Леви и Мессэ просили мужчин и женщин выполнить задание и
затем сказать, как следует оплатить их работу и работу др. участников эксперимента. Были сделаны
следующие выводы: мужчины склонны считать, что их работа должна быть оплачена лучше, чем работа
др. мужчин или женщин, тогда как женщины заплатили бы себе меньше, чем др. женщинам или
мужчинам. Исследователи считают, что эти результаты отражают общую тенденцию: женщины
считают свою деятельность менее экономически значимой, чем мужчины свою.
Существует много народных пословиц, смысл к-рых сводится к тому, что «за деньги счастья не
купишь», однако большинство людей говорят и ведут себя так, как будто считают, что деньги могут
принести существенно больше радости и удовлетворения, т. е. того, что в обиходе называется счастьем.
Исслед. вопроса, способствуют ли деньги приобретению положительного эмоционального настроя или
препятствуют ему, имеют противоречивые результаты. В пользу парадигмы «больше денег больше
счастья» говорят результаты многих работ: они показывают, что от уровня дохода зависит
положительное отношение к себе и к другим и что уровень зарплаты положительно коррелирует с
удовлетворенностью работой. Однако такие же корреляции обнаруживаются и при сравнении мер
положительных аттитюдов и уровня образования. Поскольку материальный статус и уровень
образования связаны непосредственно, неясным становится вопрос, к-рый из этих двух факторов в
большей степени способствует положительному душевному состоянию. Результаты этих исслед.
показывают, что приобретение или наличие большого количества денег, по крайней мере, не является
помехой счастью.
Однако результаты некоторых исслед. звучат не столь оптимистично. Одним из них является
исслед. Брикмана с коллегами, проведенное среди тех, кто выиграл в лотерею от 50 тыс. до 1 млн
долларов. Вопреки ожиданиям, мнения победителей относительно степени своего счастья в прошлом,
настоящем и будущем не имели существенных отличий от мнений их соседей членов контрольной
выборки, не вытянувших выигрышных билетов. Более того, по оценке членов контрольной выборки,
степень их удовлетворения каждодневными радостями беседами с друзьями, принятием пищи,
просмотром телепередач была значительно выше, чем у победителей лотерей. Напротив, оказалось,
что наслаждение «счастливчиков» ежедневными радостями было даже меньшим, чем у группы
пациентов, полностью или частично парализованных в результате несчастного случая. Некоторые из
победителей также жаловались на напряженные отношения с окружающими, появившиеся после
получения крупного приза.
В повседневной жизни деньги, внесенные в качестве первого взноса за товары или услуги,
подтверждают персональную ответственность плательщика. Люди, сделавшие взнос за участие в
семинаре по снижению веса, были склонны чаще посещать занятия и выше оценивать учебный
материал, чем те, кто ничего не платил. По др. программе снижения веса пациенты, к-рые оплатили
услуги врача, похудели больше, чем те, кто лечился бесплатно.
См. также Внешние побуждения (стимулы), Удовлетворенность работой, Вознаграждение и
собственный интерес, Жетонная система
Г. К. Линдгрен
|