необходимые в иск-ве. Эти экспрессивные качества, однако, не просто усваиваются как фактическая
информ., но воспринимаются как актуальная динамика. Реципиент не просто принимает во внимание
грозу, изображенную на картине, в рассказе или симфонии, но оказывается под непосредственным
влиянием того вида воздействия, к-рое характеризует такое событие.
В равной степени фундаментальным является второе различие между наукой и иск-вом. Наука
целиком сконцентрирована на объекте. Она нацелена на обнаружение объективной истины в отношении
исследуемых ею феноменов. В иск-ве, однако, индивидуальный способ восприятия художника и способ
передачи челов. опыта является необходимым и чрезвычайно важным аспектом любого эстетического
сообщения. Поэтому существует столько же различных способов художественного описания одного и
того же опыта, сколько существует стилей репрезентации. Психологи знают из проективных тестов, что
чем более неопределенным является объект, тем шире диапазон его возможных интерпретаций.
Произведение иск-ва, чтобы отвечать своей цели, должно удовлетворять двум условиям: оно должно
быть оригинальным и глубоким по образности, и получаемая в рез-те репрезентация должна
восприниматься как убедительная.
Наконец, ссылка на познавательную роль иск-ва может послужить еще одной иллюстрацией
особого места, к-рое оно занимает в функционировании разума. Значение художественного образования
в школах и колледжах выходит далеко за пределы обучения юного чел. очередному новому умению.
При правильном подходе работа в художественной мастерской и студии служит развитию способности
понимать факты и события через восприятие чувственной динамики. Эта способность жизненно важна
не только для художника, она тж помогает генерировать образное мышление, необходимое во всех
видах когнитивной деятельности. Представители естественных и соц. наук, врачи и инженеры
реализуют продуктивное мышление, зрительно представляя конфигурации действующих сил.
Психологи, напр., вырабатывают теорет. суждения о динамике процессов в челов. личности или в соц.
группах при помощи моделей, получаемых главным образом из зрительных представлений.
См. также Морфология искусства, Гештальт-психология
Р. Арнхейм
Психология мира (peace psychology)
Поддержание мира связывалось с политической наукой и с психологией еще Аристотелем (IV в.
до н. э.), к-рый написал первый западный трактат по психологии и утверждал в своей «Этике», что
челов. природа яв-ся по существу политической, что иск-во управления гос-вом (politike) превыше всех
др. искусств и наук в том, что касается обеспечения величайшего блага для людей, и что мы ведем
войны лишь с целью достичь мира.
После Первой мировой войны Зигмунд Фрейд в числе других писал о крахе своих иллюзий в
отношении войны как основного пути к достижению мира, а Альфред Адлер осудил любое насилие и
предложил, чтобы психологи противодействовали войне и всему тому, что противоречит интересам
семьи, школы и об-ва в целом. После применения ядерного оружия во Второй мировой войне и
последующего совершенствования и распространения такого оружия, различные психологи и
психиатры вместе с др. специалистами активно выступили против дальнейших разработок, накопления
и потенциального использования ядерных вооружений. В дополнение к этому были организованы
многочисленные рабочие группы по предотвращению войны и поддержанию мира и др. условий,
благоприятных для челов. развития. К числу этих групп относятся «Врачи за социальную
ответственность» (Physicians for Social Responsibility, PSR), к-рым была присуждена Нобелевская
премия мира в 1985 г., и «Психологи за социальную ответственность» (Psychologists for Social
Responsibility, PsySR). Работа PsySR заключается в осуществлении анализа психологии войны и др.
разрушительных конфликтов, изменении пагубных аттитюдов, к-рые способствуют разжиганию
конфликтов и войн, и обучении альтернативным, ненасильственным средствам разрешения спорных
вопросов. Проводятся семинары и предлагаются информ. материалы для широкой общественности и
специфических групп, включающих специалистов в области психич. здоровья, преподавателей,
военных и высших должностных лиц, отвечающих за политический курс страны.
В 1989 г. Американская психологическая ассоциация (АРА)
официально признала психологию
мира (peace psychology), утвердив ее в качестве 48 отделения. Это отделение специализируется на
исслед. и научной работе в области проблем мира и сотрудничает с PsySR и 9 отделением,
занимающимся изучением соц. проблем в целом.
См. также ПОИР, Социопсихологические детерминанты войны и мира
|