Navigation bar
  Print document Start Previous page
 109 of 1766 
Next page End  

возраста (от 60 до 75 лет и старше). В этой новой стандартизации были представлены все регионы
США, городское и сельское население по каждому возрастному уровню, а также 10% «не6елых»
граждан. WAIS была пересмотрена в 1981 г. и получила название WAIS-R.
Векслер определял интеллект как «общую или рассматриваемую в целом способность
индивидуума целесообразно действовать, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать со
своим окружением». Учитывая широту данного определения и большую гибкость W-B и
WAIS,
не
вызывает удивления факт существования, наряду с традиционными отчетами об оценках IQ, обширной
литературы по исслед. диагностических аспектов этого теста. Одни публикации отражают
количественные исслед. связей между различными оценочными профилями теста и
психопатологическими диагностическими группами, др. касаются «клинического» и качественного
анализа ответов на тест и процессов, посредством к-рых к ним приходит тестируемый.
В своей оригинальной работе Векслер предложил использовать «показатель ухудшения», осн. на
отношении между «не поддающимися» и «поддающимися» влиянию возраста субтестами. Рабин
приходит к общему выводу о том, что по целому ряду оценочных профилей имеются групп. различия.
Однако полезность таких различий в решении задач индивидуальной диагностики еще остается под
вопросом. Правда, существуют нек-рые позитивные данные в ситуациях, где имеет место тщательное
определение выборки пациентов. Так, в оценочных профилях пациентов с повреждениями правого
полушария наблюдаются существенно более высокие вербальные IQ-оценки по сравнению с
невербальными IQ-оценками, в то время как у пациентов с повреждениями левого полушария
наблюдается противоположная закономерность. Практически полностью согласуются рез-ты исслед. в
том, что «невербальные IQ-оценки превышают вербальные IQ-оценки» у делинквентов и взрослых
социопатических личностей. Др. данные указывают на существование разнообразных дополнительных
связей между оценочными профилями WAIS и диагностическими подгруппами.
Шкала интеллекта Векслера для детей (Wechsler Intelligence Scale for Children, WISC)
была
опубликована в 1949 г. как «нижнее» расширение шкалы W-B. Позднее она была пересмотрена как
WISC-R, затем как WISC-III. Еще одна шкала для детей более раннего возраста
WPPSI (Шкала
интеллекта Векслера для детей дошкольного и младшего школьного возраста, Wechsler Preschool and
Primary Scale of Intelligence)
была стандартизована на стратифицированной выборке из 1200 детей и
опубликована в 1967 г.
См. также Меры интеллекта
Э. И. Рабин
Векторный подход к психотерапии (vector approach to psychotherapy)
В. п. п. постулирует, что все многообразие терапий по существу распределяется по 6 осн.
векторам, или модальностям, указывающим направление роста. Выбирая один из мн. терапевтических
методов, осн. на этих векторах, эклектически ориентированный терапевт может добиться
высокоэффективной сбалансированной терапевтической интеграции, а тж получить свободу выражения
своих личных предпочтений и талантов. Ниже приводится классиф. методов терапии на основе этих
векторов.
1. Рациональный вектор, характеризующийся инсайтом, расширением сознавания и научением:
а) психоан.;
б) рационально-эмотивная терапия;
в) транзактный анализ;
г) поведенческая терапия.
2. Нейромускулярный вектор, характеризующийся мышечным напряжением, мышечным
расслаблением и движением, сопровождающимся изменениями дыхания и высвобождением эмоций:
а) райхианская терапия;
б) биоэнергетика;
в) рольфинг;
г) метод Александера;
д) метод Фельденкрайса;
е) танцевальная терапия.
3. Интерперсональный вектор, характеризующийся отношениями между людьми:
а) группы встреч;
б) психодрама;
Hosted by uCoz