Лечение. Ранние истоки психосоматической медицины составляли психоаналитически
ориентированные терапевтические подходы, такие как подход Александера и его коллег. За последние
десятилетия большее распространение получили неаналитические методы психотер.
Совершенствование фармакотерапии позволило психиатрам с успехом применять психотропные
препараты, в т. ч. различные транквилизаторы и антидепрессанты. Групповая психотер. особенно
показана, напр., пациентам с бронхиальной астмой, к-рым помогает общение с лицами, имеющими те
же проблемы и обучение идентификации и вербализации значимых эмоций, связанных с болезненным
состоянием.
В случаях, когда психосоматические реакции яв-ся результатом усвоенного стиля поведения
напр., определенные сексуальные дисфункции, эффективным методом яв-ся поведенческая терапия.
Гипноз, одна из старейших форм психосоматической терапии, эффективен в лечении таких расстройств,
как гипервентиляция, язва желудка и головные боли.
За последнее десятилетие отмечается быстро растущий интерес психологов к использованию
релаксационных методов терапии головных болей и др. обусловленных стрессом расстройств, в т. ч.
прогрессирующей мышечной релаксации Джекобсона, аутогенной тренировки по Люте, биолог.
обратной связи. В лечении П. р. используются, помимо этого, принципы и методы трансцендентальной
медитации, йоги и Морита-терапии.
См. также Поведенческая медицина, Психические болезни: ранняя история
У. Т. Цушима
Психостимуляторы в лечении детей (psychostimulant treatment for children)
Медикаментозное лечение обычно руководствуется простой логикой. Выписывается рецепт.
Предполагается наличие согласия пациента, и через регулярные промежутки времени пациенту
предоставляется возможность сообщить, что его состояние стало лучше, хуже или никак не изменилось.
Высказывания пациента принимаются за чистую монету, что, в свою очередь, определяет решение
клинициста продолжать, изменять или прекращать терапию. При медикаментозной терапии (к-рая
применяется ежегодно примерно к 75 тыс. детям) детей, больных ГРДВ, для к-рых лечение
психостимуляторами (гл. обр. метилфенидатом) яв-ся преимущественным видом лечения, эта простая
логика не срабатывает. Главные причины этого можно разделить на две общие категории: особенности,
присущие больному ребенку, и особенности самой лекарственной терапии.
Особенности больного ребенка
Дети с ГРДВ обычно не осознают природу и степень своих поведенческих отклонений и
трудностей обучения. Родители и педагоги привлекают внимание специалистов психиатрического
здравоохранения к этим трудностям и требуют лечения. Все осложняется еще и тем, что большинство
детей с ГРДВ относительно плохо воспринимает результаты лечения, даже когда они абсолютно
очевидны для лиц ближайшего окружения больных. Поскольку сам больной жалоб не предъявляет
что обычно при ГРДВ или жалуется только на других (что тж обычно для ГРДВ), необходим поиск
иных средств оценки результатов лечения.
Особенности лечения
Осн. психофармакологические свойства и клинический эффект П. в л. д. с ГРДВ хорошо
изучены. Клинические исслед. проводились с 30-х гг. в течение более 60-ти лет; положительные
результаты постоянно достигались по целому ряду параметров исхода терапии.
Тем не менее, существуют неверные представления, связанные с подбором дозировки
психостимуляторов и ее эффектом. Широко распространено мнение, что для определения параметров
начальной дозировки следует использовать вес тела ребенка, исходя из того, что доза лекарства должна
определенным образом соразмеряться с весом тела (соотношение мг/кг). Считалось несомненным, что
больший вес тела требует применения более высоких доз лекарства. Этому вопросу были посвящены
два исслед.; в обоих не было установлено связи между весом тела и клиническим эффектом действия
метилфенидата.
Более сложным вопросом яв-ся структура эффекта дозы психостимулятора. Благодаря, прежде
всего, основополагающим работам Спрэйга и Слитора, существует широко распространенное
представление, что оптимизация разных сфер поведения у детей достигается при использовании разных
уровней дозировок.
Считается, что при использовании малых доз оптимизируется когнитивное функционирование, в
то время как более высокие дозы способствуют улучшению управляемости поведением ребенка в
|