Navigation bar
  Print document Start Previous page
 111 of 1766 
Next page End  

r
n
k
r
n1
n
k
n
Pk
1
,
где n
— число элементов множества, п1
— число элементов подмножества, k
численность
группы k, r численность группы r.
Распределения вероятностей
Встречающиеся в стат. распределения частот принято считать распределениями вероятностей,
выражаемыми в общей форме как (р + q)
n
. Хотя распределение вероятностей является дискретным, оно
сглаживается до приемлемо непрерывного распределения при увеличении п, т. е. когда п -> ? Если р = q
= 1/2,
то при п -> ? распределение вероятностей, как доказал Бернулли еще в начале XIX в.,
аппроксимируется нормальной кривой.
См. также Доверительные границы, Выборочное исследование, Статистика в психологии
П. Ф. Меренда
Видеотехника в психологии (video psychology)
Видеоаппаратура используется в психологии для сбора и распространения информ., для оказания
помощи людям в осуществлении изменений (поведения, чувств и аттитюдов) и для предъявления
эксперим. стимулов. Все эти функции кратко рассмотрены здесь под семью заголовками.
Анализ и документирование
В. в п. наиболее широко используется для записи и анализа поведения. Видеоаппаратура широко
применяется при анализе моторной деятельности, невербальной коммуникации, соц. взаимодействия, а
тж в целях мед. диагностики и наблюдения. Сравнительные психологи использовали видео для
изучения поведения животных, от ритуала ухаживания богомолов до брачных предпочтений у
сусликов. Видеоанализ выражений лица достиг к настоящему времени высокой разрешающей
способности, и эта методология сейчас перенесена на изучение паттернов соц. взаимодействий в семьях
и др. группах. Видеотехника, при наличии на то времени и терпения, делает доступным любой уровень
анализа после операционализации соотв. системы кодирования. Сегодня тж стало возможным
осуществлять «рентгеновидеосъемку» (video X-rays) для диагностического прояснения характера такого
рода дисфункций, как, напр., неспособность глотать у младенцев. Видеоаппаратура может применяться
для лабораторных наблюдений в условиях отсутствия освещения (с использованием инфракрасных
лучей) и устанавливаться в автомобилях для изучения реакций водителей, принимающих разного рода
лекарственные препараты.
Учебное видео
Видеозаписи и диски часто используются в целях обучения и информирования. В этой области
систематических исслед. не проводилось, хотя нек-рые разделы оказались довольно хорошо
изученными. Б. ч. информ. о влиянии видеопродукции (стиль, продолжительность, темп и т. д.)
приходит из индустрии развлечений и рекламы. Наиболее перспективные приложения видео могут быть
сведены в три области. К первой относится аудиторное обучение школьников (напр., интерактивное
видео на уроках математики), студентов (напр., с целью иллюстрации теории атрибуции) и обучение но
месту работы (напр., в целях улучшения профессиональных навыков). Второй областью является
подготовка к лечению. Мед. и стоматологическим пациентам или членам их семей демонстрируются
видеозаписи предстоящих терапевтических процедур. Третья область связана с санитарным
просвещением и охраной здоровья, включ. последствия употребления наркотиков для развития ребенка.
В настоящее время во всех областях все шире используется интерактивное видео. Такая система
включает компьютерную технологию для просмотра видеофайлов с целью обеспечения возможности
подбора учеб. материалов и заданий в зависимости от ответов учащихся.
Моделирование поведения похожих людей (peer modeling)
Одно из наиболее плодотворных приложений видеотехники в области изменения поведения
связано с демонстрацией клиенту или обучающемуся наглядных примеров поведения сходного с ним
человека в сходной ситуации. Спектр учеб. и терапевтических целей, достигаемых с использованием
видео, чрезвычайно широк. Применение видео в профессиональном обучении может варьировать от
Hosted by uCoz