помощью музыки, шумовых эффектов или мотивационных стимулов. А. Анастази полагает, что в пром-
сти со скукой у работников можно бороться путем а) правильного подбора и расстановки кадров, б)
внесения изменений в производственную среду и обстановку и в) перестройки самой работы, напр. ее
обогащения или расширения ее диапазона.
См. также Эргопсихометрия, Промышленная психология
А. Р. Споукейн
Развивающаяся психотерапия (emerging psychotherapies)
Область психотер. за долгие годы претерпела много изменений, большинство из к-рых было бы
трудно предсказать. Начиная с относительно медленного развития на рубеже XIXXX вв., прогресс
резко ускорился после Второй мировой войны. Из малозаметной и не слишком ценимой об-вом
деятельности психотер. превратилась в достаточно популярный метод лечения в области охраны
психич. здоровья, широко освещаемый СМИ.
Распространение методов психотерапии
В течение мн. лет в психотер. господствующее положение занимали З. Фрейд и его ученики.
Такие видные ранние аналитики как А. Адлер и К. Юнг отошли от Фрейда, разработав собственные
теорет. концепции и формы психотер.; тот же шаг сделали О. Ранк и Ш. Ференци. Позднее, в 30-е и 40-е
гг., К. Хорни и Г. С. Салливан предложили оригинальные психотерапевтические подходы, отличные от
традиционного психоан. Принципиально отличающийся от всех этих вариантов психодинамической
терапии подход был предложен в 1942 г. К. Роджерсом. Назв. сначала недирективной терапией, этот
подход стал известен как клиентоцентрированная терапия после выхода в 1951 г. книги Роджерса с тем
же названием, а позднее его стали называть личностно-центрированной терапией. Широкое признание
получил др. новый и совершенно оригинальный психотерапевтический подход поведенческая
терапия, когда Дж. Вольпе опубликовал книгу «Психотер. реципрокным торможением» (Psychotherapy
by reciprocal inhibition). Хотя и раньше были попытки практ. применения теорий поведения и научения,
они имели небольшой резонанс в среде клиницистов и лишь с появлением книги Вольпе поведенческая
терапия стала рассматриваться в качестве важного метода лечения.
Новые методы психотер. продолжали появляться со все возрастающей скоростью. За период 60-х
гг. С. Гарфилд насчитал св. 60-ти различных вариантов, что в то время было числом ошеломляющим.
Однако, в докладе исследовательской группы NIMH сообщалось о существовании 130 различных форм
психотер. Этот достаточно удивительный рост в течение неск. лет обернулся дополнительным
увеличением числа различных психотерапевтических подходов. В 1980 г. Херинк опубликовал
«Справочник по психотерапии: более 250 используемых в наше время терапий от А до Я» (The
psychotherapy handbook: The A to Z guide to more than 250 therapies in use today), а в 1981
г. Корсини в
своем «Справочнике по новаторским психотерапиям» (Handbook of innovative psychotherapies) насчитал
256 таких терапий, сведя их к 66 осн. видам. Каздин приводит более 400 различных форм психотер.
За относительно короткий промежуток времени господствующее влияние психоан. существенно
ослабло; появилось большое число различных новых подходов и модификаций. Это, несомненно, было
неожиданным поворотом событий, к-рый сложно объяснить. Трудно сказать, явилось ли это
результатом необычной креативности психотерапевтов, их предпринимательского рвения или же
неудовлетворенности прежде существовавшими формами психотер. Однако, наряду с появлением
новых методов психотер., происходили и др. процессы, к-рые имели более унифицирующие цели.
Одним из них было нарастание популярности эклектизма, в особенности в среде клинических
психологов. Другим были усилия нек-рых психотерапевтов, предпринимаемые в направлении
интеграции различных параметров двух (или более) различных форм психотер.
Эклектизм и интеграция в психотерапии
Начиная с 60-х гг. в литературе постоянно сообщается о популярности эклектических подходов к
психотер. среди клинических психологов. Опрос 855 членов отделения клинической психологии
Американской психол. ассоц. показал, что 55% из них пользуются эклектическим подходом к психотер.
Хотя эклектизм не вооружает психотерапевтов специфически унифицированными алгоритмами для
работы с больными, он позволяет проявлять в ней большую гибкость.
Это расходится с практикой более традиционных психотерапевтов, даже если они, возможно, не
полностью сознают такое расхождение. Напр., хотя поведенческие терапевты описывают свою работу в
терминах поведенческих методик, нек-рые в действительности используют и иные приемы, в т. ч.
внушение. Аналогичным образом, приверженцы психодинамического подхода могут не сознавать, что
|