взрослости, его жизненным кредо может стать оппортунизм. Такой чел. правильно толкует нормы и
правила поведения, но манипулирует ими в корыстных интересах.
Обычно в позднем детстве происходит принципиальный переход, своего рода «расплата за
своекорыстие». Индивидуум идентифицируется с группой сверстников и идентифицирует собственное
благополучие с благополучием этой группы. Нормы и правила поведения частично интернализуются и
становятся обязательными, так как приняты и поддерживаются группой. Это и есть стадия
конформиста, к-рая была повсеместно признана и описана как тип личности. Конформность ценится
ради нее самой, и люди склонны воспринимать себя и др. как следующих установленным нормам и
правилам.
По-видимому, мн. все же продвигаются дальше стадии конформиста благодаря осознанию того,
что сами они не всегда поступают в соответствии с высокими стандартами поведения,
поддерживаемыми об-вом, и не всегда испытывают в типичных ситуациях одобряемые им чувства.
Этот этап в развитии наз. уровнем сознательного конформиста, или уровнем самоанализа. На вопрос о
том, яв-ся ли этот этап переходом между стадией конформиста и стадией сознательности, пока нельзя
ответить однозначно. На этом уровне чел. считает приемлемыми различные возможности.
На стадии сознательности происходит подлинная интернализация норм и правил поведения. Чел.
подчиняется им не только в силу их одобрения определенной группой, а потому что сам оценил и
принял эти нормы и правила как верные и справедливые. Отношения между людьми истолковываются
исходя из чувств и мотивов, а не только реальных действий. Находящиеся на этой стадии люди
обладают довольно сложным внутренним миром и богатством отличительных черт, к-рое используется
для характеристики др. вместо прежнего ограниченного набора стереотипных образов. Так, напр.,
родители в их описании уже выглядят не идеализированными портретами или полностью
отрицательными персонажами, а реальными людьми со своими достоинствами и недостатками.
Самохарактеристики тж обретают полутона и становятся более сбалансированными; чел. больше не
описывает себя как идеального или, напротив, никуда не годного, но подмечает определенные
недостатки, к-рые стремится исправить. Достижения оцениваются теперь не только в плане состязания
или соц. признания, но и относительно требований, предъявляемых чел. к самому себе. Люди на этой
стадии развития могут чувствовать себя чрезвычайно ответственными за участие в жизни др.
Продвигаясь в своем развитии дальше стадии сознательности, люди начинают ценить
индивидуальность ради нее самой, и потому этот переходный уровень наз. индивидуалистическим. Он
характеризуется возросшей концептуальной сложностью: вместо того, чтобы воспринимать жизнь в
виде взаимоисключающих вариантов, чел. начинает видеть в ней многообразие возможностей.
Появляется спонтанный интерес к челов. развитию и понимание психол. каузации.
На автономной стадии отличительные особенности индивидуалистического уровня получают
дальнейшее развитие. Назв. «автономная» до нек-рой степени условно, как и назв. всех остальных
стадий. Ни один аспект поведения не возникает внезапно на каком-то этапе развития и не исчезает
бесследно при переходе к следующему. То, что характерно именно для этой стадии, можно определить
как уважение автономии др. Решающее испытание связано с признанием самостоятельности своих
детей, особенно их права на собственные ошибки. На этой стадии люди часто сознают различия
функционирования в разных ролях. Им приходится справляться с таким внутренним конфликтом, как
конфликт между собственными потребностями и обязанностями. Конфликт воспринимается теперь как
неотъемлемая часть челов. состояния, а не как рез-т слабости эго, недостатков др. членов семьи или об-
ва в целом.
Восприятие и понимание себя в более широком соц. контексте, начинающееся на стадии
сознательности, становится особенно характерным для высших стадий развития эго. Это тем более
верно для тех, кто достиг интегрированной стадии и обрел способность объединять интересы об-ва и
свои интересы в единый комплексный подход к жизни.
Смежные области
Мн. авторы предлагали схематические описания стадий развития, тесно связанные с упомянутой
выше последовательностью стадий Р. э. К. Салливан, Маргарита К. Грант и Дж. Д. Грант наз. свою сх.
стадий «интерперсональной интеграцией». Их концепция использовалась в исслед. индивидуального
подхода при работе с различными подтипами делинквентов.
Колберг разраб. систему для описания стадий развития моральных суждений. Его идеи нашли
широкое применение. В школах они использовались в качестве основы для создания программ
содействия моральному развитию уч-ся, включая создание альтернативных школ по образцу
«справедливых сообществ».
|