М. Блумбаум
Ранкианская психология (rankian psychology)
Заслуги Отто Ранка перед теорет. и практ. психологией и его влияние на их развитие признаны в
знач. меньшей степени, чем заслуги и влияние Фрейда, Юнга и даже Адлера. Эта недооценка
представляется естественным следствием индивидуального стиля, присущего работам Ранка, и
отсутствия в них к.-л. доктринерства.
Прямое влияние. В 1930-х гг. Ранк постоянно преподавал в Пенсильванской школе соц. работы,
где он еще проводил анализ работы неск. своих коллег, а тж читал лекции в двух аналогичных школах
Нью-Йорка.
К. Роджерс в начале своей терапевтической работы находился под влиянием Ранка. Его
последующие теорет. и практ. инновации, особенно его ставка на сокращенную терапию и его
ориентация на рост и самоактуализацию, гармонировали с духом работ Ранка и могут рассматриваться
как творческое развитие исходных идей последнего.
Э. Бекер предложил явно Р. п. болезней челов. об-ва. В отличие от Фрейда, к-рый связывал
страдания людей прежде всего с подавлением сексуальных инстинктов как непременным
предварительным условием культуры, Бекер объяснял их ненасыщаемой потребностью в символах
бессмертия, возникающей из присущего всем людям страха смерти.
Предвидения. Часто отмечалось, что теория личности и терапия Ранка имеют заметное сходство
с психоаналитической теорией и практикой лечения нарциссических нарушений. Проницательность
Ранка и большой собственный опыт «общения с этой проблемой» позволили ему предвидеть и в
известной мере приблизить значительное расширение и усовершенствование психоаналитической
теории.
Представления Ранка о самоактуализации как о главной цели жизни типичного индивидуума
помогли ему избежать разных подходов к оценке мужчин и женщин. Его собственные работы лишены
того мужского шовинизма, к-рым отмечены труды Фрейда.
Принятие Ранком иррациональности и его уважение к ней, а тж его стремление ориентировать
терапию больше на практ. опыт, нежели на теорию, свидетельствуют о большом сходстве его идей с
осн. идеями трансперсональной психологии. Можно лишь повторить, что и это сходство, скорее всего,
яв-ся примером научного предвидения, нежели непосредственного ист. влияния.
И. Л. Чайлд
Раннее развитие (precocious development)
Под Р. р. понимается достижение уровня созревания раньше ожидаемого срока. Р. р. м. б. общим
или специфическим в своих проявлениях. Специфическое Р. р. встречается значительно чаще, и оно,
как правило, не несет с собой к.-л. неблагоприятных для дальнейшего развития ребенка условий.
Однако Р. р. как симптом биолог. преждевременности часто оказывается патологическим, поскольку
биолог. паттерны строго регулируются набором генов.
Встречающиеся в литературе сообщения о Р. р. когнитивных функций имеют многовековую
историю. Тем не менее, крайне трудно понять, яв-ся ли такое опережение рез-том действия биолог.
факторов или пед. таланта родителей.
См. также Развитие в раннем детстве, Наследственные болезни
Р. Л¸рк
Ранние воспоминания (early recollections)
Определение. Р. в. представляют собой память о специфических инцидентах детского возраста.
Эти воспоминания выделяются на фоне общей памяти как случаи, к-рые индивидуум может
визуализировать «духовным взором» таким образом, что отдельные детали, включая оттенки
настроения, могут вспомниться, как наяву. Обычно Р. в. имеют большое значение, поскольку имеют
отношение к развитию базисных аттитюдов и воззрений индивидуума.
Фрейд придавал Р. в. большее значение, чем всей памяти в целом. Он полагал, что поскольку Р.
в. часто имеют тривиальное содержание, они должны служить цели сокрытия более травматичного
материала, относящегося в инфантильному сексуальному развитию. Такая «экранирующая память»
|