Де Фриз и др. опубликовали статью, о к-рой особенно уместно вспомнить в этом контексте, так
как в ней показывается, что различия между поколениями одних и тех же этнических групп
оказываются близкими к величине приводимого различия между черными и белыми американцами.
Различия между поколениями и половые различия хорошо согласуются с изменениями в статусе (напр.,
образованием родителей, профессией), к-рые происходили от поколения к поколению, сильный
аргумент в пользу существенного влияния среды на выполнение когнитивных тестов.
Характеристики личности труднее измерить, чем уровень интеллекта. Результаты личностных
тестов, оценивающих актуальные характеристики, являются потенциально нечеткими, вследствие
изменений настроения, эмоций и поведения. Р. р. в личностных чертах (напр., агрессивности,
заботливости) могут существовать. Обычно считается, что эти различия связаны исключительно с
влияниями среды. Однако, по-видимому, это чрезмерно упрощенный взгляд на вещи. Фридман и
Фридман представили данные, доказывающие существование генетически обусловленных Р. р. в чертах
личности. Др. данные свидетельствуют о присутствии генетического компонента изменчивости
личностных черт внутри изучаемых расовых/этнических групп. Групповые различия могут
существовать, хотя скорее на субгрупповом, чем на расовом уровне.
Исходная посылка совр. исследований в области Р. р. состоит в том, что Р. р. действительно
существуют и могут иметь генетическую основу. Однако, различия между расами оказываются
меньшими, чем различия между их подгруппами, а различия между расами, равно как и между их
подгруппами (обусловлены ли они генетическими факторами, факторами среды или их
взаимодействиями либо взаимосвязями) являются, в свою очередь, незначительными в сравнении с
различиями между входящими в них индивидами.
См. также Кросс-культурная психология, Наследуемость, Национальный характер
С. Юэнь
Распределение упражнений (distribution of practice)
Одно из наиболее обоснованных общих утверждений, к-рое можно высказать в отношении
научения у людей, состоит в том, что некоторые формы Р. у. имеют превосходство над
концентрированным или непрерывным их выполнением во время тренировки. В этом обобщении под
распределением упражнений понимается ситуация, когда субъект между попытками дает себе отдых,
тогда как концентрация упражнений подразумевает, что отдых им используется редко или не
используется вообще. Эксперименты свидетельствуют о том, что длительность такого отдыха между
попытками выполнить упражнение оказывается важным фактором, определяющим уровень навыка,
достигаемый в конечном итоге при выполнении моторной задачи. Одним из наиболее известных исслед.
этой переменной является ранний эксперимент М. Кинцля, к-рый использовал задание на печатание
алфавита. Испытуемый должен был напечатать алфавит от начала до конца в прямом и обратном
порядке. Кинцль предлагал своим испытуемым последовательности из 1-минутных попыток,
разделенных периодами от 3 с до 7 дней, и получил результаты, показанные на рис. 1. Очевидно, что
рост продолжительности отдыха между попытками имеет положительный эффект по крайней мере до
интервала в 90 с. Небольшое снижение, возникающее при очень длительных периодах отдыха,
вероятно, является следствием забывания.
Рис. 1. Исполнение как функция распределения упражнений в задаче моторного научения
См. также Кривые научения
Г. А. Кимбл
|