насильственного поведения, к-рые оказываются связанными с проблемами взаимоотношений с
преподавателями и сверстниками, а также плохой успеваемостью в младших классах. Типичная
динамика при раннем начале характеризуется большой пестротой проявлений и низкой частотой
ремиссий. С течением времени такие больные вовлекаются в совершение новых и более серьезных
актов антисоциального поведения, не обнаруживая тенденцию сойти со своего преступного пути. В
более тяжелых случаях больные с ранним началом становятся подростками-рецидивистами (т. е.,
правонарушителями, по многу раз подвергавшимися аресту и заключению). Хотя рецидивисты
представляют лишь приблизительно 6% от всей криминогенной части населения, они совершают 50%
от всех преступлений, совершаемых в молодом возрасте. В целом, раннее появление поведенческих
проблем яв-ся наилучшим предиктором агрессивного и антисоциального поведения в позднем детстве,
отрочестве-юности и взрослости и таких паттернов, как насилие, воровство и злоупотребление
психоактивными веществами.
При позднем начале проблемы поведения не появляются до наступления позднего детства или
отрочества и возникают скорее в асоциальных группах сверстников, чем в ситуации
дисфункциональной семьи. Такие больные имеют тенденцию к ограничению, в основном,
неагрессивными антисоциальными актами кражами, манкированием учебой и злоупотреблением
психоактивными веществами. У них минимальные учебные навыки, хотя низкий уровень успеваемости
обычно характерен для Р. п. в подростковом периоде. При позднем начале проблемное поведение не
столь разнообразно и частота ремиссий выше, чем при раннем начале; соответственно этому,
имеющиеся нарушения имеют более преходящий и несколько менее тяжелый характер.
От расстройства поведения к дисфункции взрослого возраста
Хотя данные исслед. не позволяют построить траектории развития, характерные для перехода от
детского или подросткового Р. п. к преступности или психич. нарушениям взрослого возраста, имеются
отчетливые подтверждения стойкости дисфункции во времени. Затруднения у детей с Р. п. не только
остаются очевидными в динамике, но также оказываются осложненными дополнительными
проблемами в подростковом (прекращение учебы, злоупотребление психоактивными веществами,
рождение детей) и взрослом возрасте. Робинс с соавторами в своих широкомасштабных
эпидемиологических исслед. обнаружили, что больные с тремя или четырьмя симптомами Р. п. в
детстве соответствовали критериям диагностики антисоциальной личности во взрослом периоде в 1%
случаев, если симптомы появлялись позже 12 лет и в 3%, если они обнаруживались раньше 6 лет. Этот
процент значительно повышается по мере увеличения числа симптомов: лица с восемью и более
симптомами Р. п. в детстве могут быть диагностированы как антисоциальная личность, будучи
взрослыми, в 48% случаев, если симптомы обнаружились после 12 лет и в 71%, если они появились до 6
лет. Эти данные ясно указывают на то, что не все дети с Р. п. становятся взрослыми с асоциальным
расстройством личности, но чем моложе ребенок и чем более агрессивным и асоциальным является его
поведение, тем меньше вероятность того, что он придет к паттерну недевиантного поведения.
Эта мрачная картина становится еще мрачнее в свете обнаружения того, что Р. п. в детстве имеет
еще и др. корреляты кроме антисоциального поведения. Робине и Прайс сообщают, что у взрослых
имеется более высокая вероятность соответствовать критериям почти всех взрослых психиатрических
расстройств, если у них отмечались симптомы Р. п. до 15-летнего возраста. Помимо антисоциальной
личности, детское Р. п. достоверно коррелирует со взрослой наркоманией, а также с манией,
шизофренией и обсессивно-компульсивным расстройством. Неудивительно, что Р. п. является
предиктором таких неблагоприятных моментов, как безработица, супружеские конфликты и
преждевременная смерть.
Наконец, неблагоприятные последствия детского Р. п. драматически подчеркиваются тем
обстоятельством, что устойчивость и хронизация агрессивного антисоциального поведения может
передаваться по наследству. В своем лонгитюдном исслед. агрессии Хьюсманн с соавторами нашли, что
наилучшим предиктором агрессивного и антисоциального поведения ребенка в возрасте 8 лет является
агрессивность его родителя, причем не во взрослом возрасте, а когда родителю было 8 лет. Хотя исслед.
не было специально посвящено каузальным процессам, этот результат свидетельствует о том, что в
передаче Р. п. из поколения в поколение участвует не только моделирование и подкрепление.
Факторы риска
Есть много данных, подтверждающих связь Р. п., особенно при его раннем начале, с группой
факторов риска, включающих биолог. и социологические характеристики. Эти данные следует, однако
интерпретировать с осторожностью, поскольку в большинстве работ приводятся сообщения о
корреляциях без демонстрации каузальных отношений.
|