Очевидно, традиционные предметы школьной программы охватывают все пять разновидностей
Р. о.: вербальные знания, интеллектуальные умения, когнитивные стратегии, аттитюды и двигательные
навыки. Каждый предмет, как правило, формирует у уч-ся не один, а неск. видов способностей. При
планировании обучения в каждой предметной области необходимо учитывать специфические
требования, предъявляемые каждым типом Р. о., для достижения наиболее эффективного научения, а тж
наиболее эффективного управления учением.
Соотношение с другими классификациями
По-видимому, наиболее известной классиф. Р. о. яв-ся классиф., предложенная Блумом и его
коллегами. Хотя выделение описываемых в этой статье категорий Р. о. производилось на независимой и
отличной теорет. основе, они обнаруживают значительное сходство и во мн. отношениях совпадают с
категориями Блума. Тремя осн. линиями классиф. Блума яв-ся когнитивная, аффективная и
психомоторная сферы.
Оптимальные для каждого результата условия обучения
При характеристике оптимальных условий обучения, к-рое приводит к каждой из
разновидностей рез-тов, можно опираться на существующие знания из области теории и исслед.
научения. Поскольку эти условия различаются в чем-то в каждом отдельном случае, существование
таких различий служит серьезным основанием для раздельного рассмотрения рез-тов обучения на
стадии планирования процесса обучения.
Вербальные знания. Рез-ты многочисленных исслед. поддерживают теорет. положение о том,
что значительную помощь в научении новым знаниям оказывают прошлые знания. Точный характер
связей между старыми и новыми знаниями в том смысле, что первые помогают усвоению и
сохранению последних, яв-ся в настоящее время предметом активных исслед. Вторым по своему
значению фактором оптимального обучения яв-ся орг-ция обучающего сообщения (или др. стимула),
влияющего на процесс кодирования. Использование контекстуальных подсказок во время усвоения
новых знаний еще одно условие, благоприятствующее сохранению этих знаний.
Интеллектуальные умения. Важнейшим условием, влияющим на научение интеллектуальным
умениям, яв-ся наличие необходимых предварительных умений. В отличие от ситуации с вербальными
знаниями, эти вспомогательные умения составные элементы подлежащего усвоению нового умения.
Отсюда следует, что при планировании оптимального обучения требуется точная идентификация этих
необходимых предварительных умений на основе методов анализа задач. Вторым условием, влияющим
на сохранение интеллектуальных умений, яв-ся периодическое повторение и упражнение. Очевидно,
что большинство умений, необходимых для свободного владения навыками чтения, письма и решения
арифметических задач, требуют такого количества упражнений, к-рое позволяет довести их до уровня
автоматизма.
Когнитивные стратегии. Поскольку когнитивные стратегии это разновидность умений,
можно ожидать, что оптимальные условия обучения в этом случае будут сходны с условиями, к-рые
наблюдались для интеллектуальных умений. В известной мере это действительно так: для усвоения
когнитивных стратегий необходимо овладеть определенными предварительными умениями. Однако
умения, необходимые для овладения стратегиями, зачастую чрезвычайно просты, доступны и легко
поддаются тренировке. Мн. стратегии внимания, заучивания, извлечения информ. из памяти и решения
задач могут передаваться (или восстанавливаться) в рез-те краткого вербального сообщения. Но нек-
рые стратегии решения задач, по-видимому, не будут сохраняться, если не отрабатывать их в
разнообразных контекстах. Осознание этого факта должно приводить разработчиков обучения к идее о
том, что уч-ся необходимо часто предоставлять возможности для решения новых задач.
Аттитюды. Несмотря на широкое разнообразие способов приобретения аттитюдов в процессе
жизненного опыта, по-видимому, наиболее продуманной орг-цией условий оптимального обучения
характеризуется метод моделирования чел. Челов. моделью м. б. реальный чел., изображаемый актером
персонаж или даже текстовое описание. Наиболее желательными свойствами модели яв-ся ее
способность вызывать у уч-ся восхищение, доверие и оказывать на них влияние. С т. зр. Бандуры,
процедура, приводящая к усвоению или изменению аттитюда, реализуется в два шага: модель а)
сообщает на словах или демонстрирует выбор поведения, отражающего целевой аттитюд, б)
воспринимается как переживающая удовлетворение и получающая вознаграждение за совершенный ею
выбор (викарное подкрепление). Предполагается, что аттитюд может приобретать впоследствии
дополнительную силу, когда уч-ся сами получают подкрепления за выбираемое ими поведение.
Двигательные навыки. Как указывают Фиттс и Познер, научение двигательному навыку
начинается, как правило, с приобретения его когнитивного компонента (т. е. интеллектуального
|