Стадии развития. Развитие речи у маленьких детей строго соответствует последовательной
модели. Что варьирует, так это скорость, с к-рой каждый ребенок проходит разные стадии. Подчас дети
настолько быстро проходят ту или иную стадию развития речи, что складывается впечатление, будто
они вообще ее пропустили. Доязыковая, или предречевая стадия продолжается до конца первого года
жизни и охватывает периоды гуления и лепета. Обычно на третьем месяце ребенок переходит со стадии
крика на стадию гуления. К 5 месяцам большинство детей переходит на стадию лепета, продуцируя все
более разнообразные цепочки звуков. Нет убедительных доказательств, что гуление и лепет сколько-
нибудь существенны для последующего Р. р. На поздних месяцах стадии лепета начинает утверждаться
лингв. среда ребенка, и потому лепет постепенно приобретает нек-рые интонационные характеристики
языка, на к-ром говорят окружающие.
Первые слова появляются у ребенка обычно где-то в начале второго года жизни. С этого момента
начинается стадия голофраз, когда ребенок употребляет единственное слово с намерением передать
значение целого предложения.
В возрасте 1820 месяцев ребенок начинает соединять слова. Новые комбинации появляются с
нарастающей частотой, и их состав быстро расширяется. Эти ранние попытки передавать сообщения
путем комбинирования слов имеют следствием телеграфную речь, к-рая достаточно эффективна,
несмотря на отсутствие артиклей, предлогов, аффиксов и др. формативных аспектов языка.
Теоретические взгляды. Теоретики, экспериментаторы и исследователи речевого и языкового
развития склонны делиться на 2 осн. лагеря в поисках ответов на нек-рые особо раздражающие
фундаментальные вопросы. На одной стороне собираются эмпирики, обычно приверженные понятию
языка как приобретенного умения.
Противоположную позицию занимают рационалисты, к-рые предполагают наличие врожденного
знания базовой структуры языка. Они утверждают, что та легкость и скорость, с к-рой дети проходят
стадии языкового развития, м. б. обеспечена только за счет генетического биопрограммирования. Д.
Байкертон поддерживает общую рационалистическую позицию, опираясь на выводы своих исслед.
креольских языков.
См. также Процессы коммуникации, Развитие в раннем детстве
О. Джонсон
Речевые расстройства (speech disorders)
Речь считается нарушенной, когда она мешает общению, создает проблему для слушающего или
служит причиной неспособности говорящего приспособиться к окружающей обстановке.
P.p. подразделяют на четыре широких класса симптомов: а) расстройства ритма, б) расстройства
фонации (звукообразования), в) расстройства артикуляции (произношения); г) расстройства
символизации. Расстройства ритма включают, в основном, различные типы заикания (захлебывания).
Большинство совр. специалистов по патологии речи не делают различий между заиканием и
захлебыванием. При этом расстройстве речевой поток прерывается вследствие возникновения
трудностей в произнесении начала слова или в результате прерываний и спазмов после начала звука.
Дети часто начинают заикаться в возрасте около 3 лет или при поступлении в школу. Если ребенка без
нужды не заставляют говорить, то проблема обычно становится неактуальной и исчезает. Если к
дисфункциональной речи ребенка привлекается внимание, или если им приклеивают клеймо «заика»,
обычно появляются вторичные симптомы избегания, сопротивления и гримасничанья.
В расстройствах ритма тревога играет важную роль. Переучивание и угашение/переделка
условных реакций (deconditioning)
на пугающие ситуации могут быть полезными в работе с психол.
аспектами проблемы, направленной на снижение интенсивности и частоты спазмов заикания.
Расстройства ритма имеют преимущественно психол. природу, но в некоторых случаях они могут быть
следствием церебральной сосудистой патологии или нейрофизиологических расстройств.
Расстройства фонации характеризуются нарушениями тембра, интенсивности и высоты звука.
Стереотипизированные интонации, гнусавость, фальцет, гортанная речь, заметный иностранный акцент
и речь при расщеплении н¸ба вс¸ это признаки нарушения фонации. Эти расстройства лечатся у
логопедов, в то время как заикание, сопровождаемое сильными эмоциональными конфликтами, может
потребовать услуг профессионального психолога, компетентного в области патологии речи, или др.
специалистов с подобной подготовкой и опытом.
Расстройства артикуляции проявляются в искажении, опускании, подстановке и добавлении
речевых звуков. Характерные примеры: замедленная речь (delayed speech), характеризующаяся
|