воспроизводства, становятся систематическим способами превращения повседневной групповой жизни
в предсказуемую, обычную и само собой разумеющуюся. Понимание повседневных, само собой
разумеющихся черт групповой жизни требует систематического изучения ритуала. Понимание связи
людей друг с другом и с об-вом в целом также требует изучения ритуала. Ритуалы находятся на
пересечении границ между конкретными людьми и об-вом и требуют всестороннего изучения силами
соц. антропологи, социологии, соц. психологии, религии и философии.
См. также Кросс-культурная психология, Символическая интеракция
Н. К. Дензин
Родители-одиночки (single parenthood)
Число семей с одним родителем (матерью), увеличилось в США с 1960 г. по 1978 г. на 131%. Это
привело к тому, что каждый пятый ребенок яв-ся членом неполной семьи. Файнер указывает на то, что
неполные семьи сталкиваются с такими проблемами, как соц. изоляция и одиночество, финансовые
трудности и давление на детей в отношении исполнения ими домашних обязанностей, превышающих
реальный уровень их возможностей.
Влияние на детей. Обзор литературы показывает, что для детей из неполных семьей характерна
тенденция к недостаточной степени социализации, присутствию когнитивного дефицита и обеднению
опыта взаимодействий с родителем. Хетерингтон и ее коллеги тж обнаружили, что в течение первого
года после развода родителей дети становятся более агрессивными, конфликтными, мнительными и
требовательными в сравнении с детьми из полных семей. В ряде др. исслед. получены сходные
результаты.
Кроссман и Адамс описали две социально-психологические теории, к-рые могут использоваться
для объяснения негативных последствий развода в отношении детей. В соответствии с теорией кризиса
(crisis theory), развод является нежелательным и стрессовым событием, к-рое может приводить к
нежелательным последствиям для членов семьи.
Согласно теории Зайонца, родители-одиночки имеют тенденцию уделять меньше времени своим
детям из-за необходимости выполнения дополнительных ролей. В результате страдает соц. и
когнитивное развитие детей, поскольку у последних практически не остается времени на общение со
своим родителем.
Влияние на родителя. Наиболее распространенной первоначальной реакцией родителя на
необходимость в одиночку растить детей яв-ся депрессия. Такой родитель часто ощущает себя жертвой,
испытывает чувство обиды и одиночества. Родители-одиночки обеспокоены неопределенностью своего
будущего заработка, ухудшением условий проживания и ощущением собственной
неприспособленности. Другие эмоциональные реакции, характерные для родителей-одиночек,
включают переживание чувства вины за неудавшийся брак, отчаяние, страх, тревогу, замешательство и,
в некоторых случаях, облегчение. Выполнение роли единственного родителя может также приводить к
увеличению нагрузки на его личные ресурсы: время, энергию, эмоции и работоспособность.
См. также Отношения «родительребенок»
М. Нистал
Родительская пермиссивность (parental permissiveness)
Р. п. яв-ся одновременно реализацией и рациональным обоснованием своей родительской роли
чел., к-рый разрешает, оправдывает, поощряет и терпимо относится к чрезвычайно широкому спектру
занятий, поведения и ценностей ребенка. Предпосылка, лежащая в основе такого рационального
обоснования, состоит в том, что дети растут и развиваются путем активного исслед. окружающего мира.
На такой подход к воспитанию ребенка в значительной степени повлияли идеи Фрейда, уделявшего
большое внимание инстинктивным потребностям детей.
Рудольф Дрейкурс, ученик Альфреда Адлера, описал более демократический метод
родительского воспитания: «Распространенная практика предоставления детям неограниченной
свободы превратила детей в тиранов, а родителей в рабов. ...Четко определяемые ограничения
обеспечивают ощущение безопасности и надежности функционирования в рамках социальной
структуры».
Дрейкурс высказал идею о том, что наилучший способ научить детей представлениям о свободе
и ответственности заключается в использовании поощрения и естественных и логических последствий.
|