уже в 4-недельном возрасте, когда младенец, лежа на спине, принимает позу фехтовальщика. Голова
ребенка поворачивается в предпочитаемую сторону, в том же направлении вытягивается потенциально
предпочитаемая рука ребенка, тогда как др. рука сгибается в локте. Гезелл упоминал об этой позе
фехтовальщика как базисном условии развития координации глаз рука.
Гезелл указывал на существование активного (ведущего) и вспомогательного (зависимого) глаза.
Правый глаз обычно доминирующий, и зрительные стимулы в правой части поля зрения, включ.
правую руку, проецируются в кору левого полушария мозга. Др. словами, правый глаз и правая рука
работают вместе.
Однако, кооперация существует не всегда. Некоторые параллельные (конкурирующие) очаги
активности, возникающие в одном полушарии могут интерферировать или, проще говоря, мешать друг
другу. Напр., говорение может мешать одновременному письму правой рукой. Когда мы говорим
(используя левый мозг), мы относительно легко обнаруживаем объекты в правой половине поля зрения,
но можем не заметить что-то из того, что попадает в его левую половину.
Левое полушарие мозга контролирует движения правой руки, и в нем же находится центр речи у
примерно 98% праворуких и более 50% леворуких. Левый мозг тж отвечает за пользование письменным
и устным языком. Специализация левого полушария в области речи особой челов. активности
необходима для развития коммуникации и, в конечном итоге, для выживания чел. как биолог. вида. Эта
специализация появляется уже на фетальной стадии внутриутробного развития, и «речевые» сигналы
регистрируется у новорожденного спустя всего 12 часов после родов. Эти данные свидетельствуют о
том, что существует врожденная биолог. тенденция к речи.
Отстаиваются предположения как о том, что праворукость имеет генетическое происхождение,
так и о том, что она возникает в результате научения. Возможно, вместо любой из этих крайностей, Р.
обусловлена комбинацией наследственного потенциала со средовой стимуляцией, и именно такой
комбинацией объясняется праворукость, хотя вопрос о величине вклада каждого из этих факторов
остается пока без ответа.
Можно утверждать, что данный чел. использует в данное время левое полушарие, если наблюдая
за ним, мы видим, что его глаза движутся вправо, когда он говорит. Можно распознать леворукого,
использующего речевой центр в левом полушарии (т. е., когда леворукий думает подобно
праворукому), если такой чел. пишет, удерживая левую руку согнутой в виде крючка или в
инвертированном положении. Леворукий, глаза к-рого при разговоре смещаются влево, или к-рый
пишет в неинвертированной манере, использует правый мозг для обоих видов речи письменной и
устной.
Поскольку примерно у 40% леворуких речевой центр находится в правом полушарии, есть
основания предполагать, что лево-и праворукие воспринимают окружающую их среду по-разному.
Малая доля леворуких имеет речевые центры в обеих полушариях мозга. Возможным следствием
билатерального распределения центров речи в головном мозге могут быть выдающиеся способности у
таких левшей. Уже давно установлена тесная связь между интеллектуальными и вербальными
способностями. Среди леворуких, оставивших заметный след в истории человечества, Леонардо да
Винчи и Микеланджело, Бенджамин Франклин, Бэйб Рут и Гарри Трумэн. Доля леворуких в населении
составляет около 10% и продолжает увеличиваться. Этот рост может быть обусловлен, отчасти,
искоренением предубеждений против левшей и уменьшением попыток насильно изменить леворукость.
Если леворукость загадка, то амбидекстрия это несравнимо более трудная загадка. Есть ли
вообще такие люди, к-рые одинаково ловко пользуются обеими руками в решении всех задач? Не может
ли быть так, что даже у амбидекстров одна рука все же превосходит другую и чаще используется при
выполнении определенных задач?
Вместо того, чтобы делить людей на право- и леворуких, совр. исследователи предпочитают
рассматривать их как использующих преимущественно ведущую руку в выполнении одних задач и
противоположную (опорную) руку в выполнении других. Браун перечисляет 10 тестов для определения
того, какая рука яв-ся ведущей: письмо; зажигание спички; подметание пола веником; рисование
(карандашом); открывание банки или коробки (с крышкой); пользование ложкой, ножом и ножницами;
бросание (мяча или камня); пользование зубной щеткой.
См. также Латерализация головного мозга, Развитие человека
Ш. Браун
_С_
|